Возрожденное дело об отмывании денег через Bank of New York (BoNY) может иметь огромные политические последствия
НТВ
Возрожденное дело об отмывании денег через Bank of New York (BoNY) может иметь огромные политические последствия Иск ФТС к BoNY ставит под угрозу стабильность финансовой системы в первую очередь России: он может привести к замораживанию всех счетов и активов, которыми владеет BoNY
 
 
 
Возрожденное дело об отмывании денег через Bank of New York (BoNY) может иметь огромные политические последствия
НТВ
 
 
 
Иск ФТС к BoNY ставит под угрозу стабильность финансовой системы в первую очередь России: он может привести к замораживанию всех счетов и активов, которыми владеет BoNY
НТВ

Возрожденное дело об отмывании денег через Bank of New York (BoNY) может иметь огромные политические последствия, считает пресса, анализируя предъявленные накануне Федеральной таможенной службой обвинения. При этом перспективы самого дела крайне туманны, и вероятность отсудить 22,5 млрд долларов крайне мала.

Зато, как полагают юристы, опрошенные "Ведомостями", Россия в рамках производства по делу BоNY может получить базу данных банка - тогда они увидят все банковские проводки тогдашних олигархов. Возможно, таким образом российское руководство хочет обеспечить лояльность российской бизнес-элиты в переходный период.

Ранее ни одного имени не было раскрыто, но есть основания предполагать, что среди них может быть обнаружено не одно из имен списка нынешних миллиардеров Forbes - услугами BoNY и фирмы Benex, на тот момент, видимо, крупнейшего организатора "схем" оптимизации налоговых платежей, пользовались десятки структур крупных компаний. В этом случае иск ФТС к BoNY может оказаться "бомбой" не только по сумме требований, но и по политическим последствиям, соглашается "Коммерсант".

Кроме того, претензии к BoNY могут быть связаны с новым делом Михаила Ходорковского – в этой логике через BoNY могли легализоваться средства, выведенные компаниями ЮКОСа от налогообложения в России. Напомним, американская пресса также утверждала, что в деле замешаны старший вице-президент BoNY Наталья Кагаловская, а также ее муж Константин Кагаловский, ранее работавший в банке МЕНАТЕП, входящий в группу РОСПРОМ-ЮКОС. Впрочем, на суде их имена не звучали. Кроме того, по официальным данным, новые обвинения господину Ходорковскому охватывают действия его компании в 1999-2004 годах, а расследование "дела BoNY" заканчивается 1999 годом.

Днем в пятницу представляющий ФАС адвокат Стивен Маркс заявил, что экс-глава ЮКОСа Ходорковский, насколько ему известно, не замешан в деле об отмывании российских денег через Bank of New York.

Велики риски для российских компаний

С другой стороны, возобновление дела чревато и целым рядом рисков. Иск ФТС к BoNY ставит под угрозу стабильность финансовой системы в первую очередь России: он может привести к замораживанию всех счетов и активов, которыми владеет BoNY, считает "Коммерсант". В первую очередь это акции российских компаний, на которые выпущены ADR и GDR (на вчерашний день рыночная стоимость этих бумаг составляла более 100 млрд долларов). Всего BoNY участвует в примерно 30 программах по выпуску депозитарных расписок. "Так как по закону нерезиденты не могут являться номинальными держателями активов, Bank of New York юридически является владельцем ценных бумаг", - объясняет глава инфраструктурного института ПАРТАД Петр Лансков.

В случае наложения ареста на эти активы, предположил Сергей Бережный из Deutsche Bank, BoNY будет вынужден приостановить все действующие программы и объявить держателям ценных бумаг, что они не смогут осуществлять операции по их конвертированию. Кроме того, если будет доказана правомерность претензий таможенной службы, банку будет проблематично завоевывать новые мандаты на депозитарные программы, а потому большая доля рынка может уйти к основным конкурентам Bank of New York - Deutsche Bank и JP Morgan, полагает руководитель крупного иностранного инвестбанка.

Пока российские клиенты Bank of New York не торопятся отказываться от сотрудничества. Так, в банке ВТБ, который выбрал BoNY банком-депозитарием своих GDR, считают, что иск не затрагивает их интересов. "Соглашение с банком уже подписано, поэтому юридического смысла в отказе от его услуг нет, - заявил вице-президент ВТБ Василий Титов. - В данном случае уверен, что наши интересы не пострадают".