Россия в 2013 году взяла тайм-аут, приостановив активные действия, связанные с разработкой нефтегазовых месторождений в Арктике
Russian Look
Россия в 2013 году взяла тайм-аут, приостановив активные действия, связанные с разработкой нефтегазовых месторождений в Арктике
 
 
 
Россия в 2013 году взяла тайм-аут, приостановив активные действия, связанные с разработкой нефтегазовых месторождений в Арктике
Russian Look

Россия в 2013 году взяла тайм-аут, приостановив активные действия, связанные с разработкой нефтегазовых месторождений в Арктике. Затишье наступило после того, как президент Владимир Путин в феврале утвердил "Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года", в которой подтверждена нацеленность руководства страны и крупнейших добывающих компаний осваивать ресурсы Арктики.

В стремлении России стать лидером по добыче углеводородов в Арктике, по словам руководителя форума "Нефтегазовый диалог" Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Нины Пусенковой, основную роль играют политические мотивы.

"Покорение Арктики рассматривается руководством страны как эквивалент советским программам освоения космоса, который позволит России подтвердить свой статус энергетической сверхдержавы", - заявила Пусенкова в интервью Deutsche Welle..

Завкафедрой мировой экономики факультета мировой политики и экономики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Леонид Григорьев увидел в стремлении Москвы осваивать Арктику проявление не имперских амбиций, а стратегии решения геополитических задач.

"Россия - северная страна, и это исконно наша территория, которая может и должна быть использована", - уверен Григорьев. При этом, по его словам, речь идет о Северном морском пути, как о магистрали, используемой, в том числе для транспортировки нефти, тогда как с разработкой месторождений углеводородов можно повременить.

С другой стороны, отмечает Пусенкова, российский шельф - самый большой в мире (6,2 миллиона квадратных километров) и самый мало изученный. В целом разведанность суммарных ресурсов углеводородов континентального шельфа России не превышает 10 процентов. Так что в перспективе он может принести как приятные сюрпризы, так и горькие разочарования, и эту неопределенность надо учитывать при разработке стратегии добычи углеводородов в Арктике.

Арктические нефть и газ дороги по сравнению с углеводородами, добываемыми в менее сложных условиях, считают эксперты. Самый дорогой баррель нефти, добытой на суше, обходится в 40 долларов, тогда как себестоимость добычи арктической нефти может доходить до 100 долларов.

Схожая ситуация и с добычей газа. При обычном, конвенциональном способе себестоимость тысячи кубометров составляет от 20 до 220 долларов, а при разработке арктического шельфа - уже от 140 до 430 долларов. Поэтому значительно выгоднее вкладывать деньги не в освоение Арктики, а в повышение эффективности использования уже разрабатываемых месторождений на суше