Российский сжиженный природный газ будет поставляться через Тихий океан и поступать в Калифорнию. Переговоры по этому контракту находятся на "очень продвинутой стадии", заявил Энди Калиц, коммерческий директор Sakhalin Energy Investment Company, производственного консорциума, возглавляемого Royal Dutch/Shell. Газ будет поступать в терминал в Северной Мексике с завода на Сахалине, который начнет работать в 2007 году и станет первым российским заводом, использующим технологию охлаждения газа для транспортировки, сообщает The New York Times, статью которой публикует Inopressa.
Новая сделка поднимет на новый уровень нерешительные усилия России и США по сотрудничеству в сфере энергетики. До сих пор лишь ЮКОС пытался наладить поставки нефти в США, доставив к побережью пару танкеров.
"Мы готовы поставлять газ и нефть напрямую в Соединенные Штаты, - заявил Александр Лосюков, российский посол в Японии, намекая на газовый контракт, который получил официальное одобрение России в прошлом месяце. - Мы хотим быть надежным поставщиком, возможно, более надежным, чем Ближний Восток".
Покупатель, совместное предприятие Shell-Sempra Energy, окончательно одобрит контракт в сентябре. Как ожидается, в декабре эта компания приступит к строительству регазификационного завода в Мексике стоимостью 600 млн долларов. Завод в Энсенаде, в 80 милях от Сан-Диего, будет возвращать суперохлажденный сжиженный газ в газообразное состояние, и затем газ по газопроводу будет поступать в Северную Мексику и Южную Калифорнию. Завод будет готов к 2007 году - в том же году, когда будет введен в эксплуатацию сахалинский завод по другую сторону Тихого океана.
"Мы предлагаем гораздо более низкую стоимость транспортировки, - отметил Калиц. - Это также политическое решение. Из какой части мира вы хотите получать энергию? Из Катара или Индонезии? Или из России или Австралии?"
В свете того, что цена на нефть приближается к 50 долларам за баррель, сейчас американцы соперничают с японцами, китайцами и корейцами за контракты на Сахалине, нефтяные и газовые резервы которого порой сравнивают с Северным склоном Аляски.
"Сахалинская нефть скоро будет поставляться в Японию", - заявил во вторник Соити Накагава, японский министр экономики, торговли и промышленности, во время визита на Сахалин. Между прочим, это первый визит на остров высокопоставленного японского правительственного чиновника с окончания Второй мировой войны. Японские компании являются миноритарными акционерами Sakhalin Energy и нефтегазового проекта ExxonMobil.
"Поскольку мы соседи, все экономические сектора очень перспективны", - заявил он, прежде чем осмотреть производственные платформы и зону строительства предприятия по производству сжиженного газа, в которые Япония инвестирует 22 млрд долларов.
В пятницу компания Korea Gas Corporation, крупнейший в мире покупатель сжиженного природного газа, также присматривающаяся к Сахалину, планирует пригласить компании подавать заявки на участие в конкурсе на получение 20-летнего контракта стоимостью 25 млрд долларов для работы на Сахалине. Так как в течение следующих 15 лет, как ожидается, потребность Южной Кореи в энергии удвоится, Kogas с большим интересом смотрит на Сахалин, который находится всего в 3 днях пути по морю.
Из Китая, где к 2020 году спрос на природный газ возрастет в пять раз - до 21 млрд кубических метров, Sinopec, крупная государственная энергетическая компания, направила на Сахалин в прошлом году три делегации. В ближайшее время она, как ожидается, выступит с предложением включиться в проект, в котором участвуют Shell и две японские компании, Mitsubishi Corporation и Mitsui & Company.
Однако многие нефтяные эксперты полагают, что битва за ресурсы в этом регионе только начинается. "Конкуренция в сфере энергии, особенно нефти, между Китаем и Японией на глобальной арене неизбежна, - отметил в прошлом месяце в газете The China Daily обозреватель Чжан Кэси. - Похоже, что Китай всегда будет наталкиваться на соперничество Японии на мировом энергетическом рынке, как это демонстрирует спор между Китаем и Японией вокруг маршрута нефтепровода".
Создается впечатление, что первый раунд в этой борьбе Китай проиграл, полагает The New York Times. Россия хочет построить нефтепровод в Тихоокеанский регион для экспорта нефти из Восточной Сибири. Опасаясь, что нефтепровод в Китай привяжет Россию к одному-единственному покупателю, Москва хочет вывести его в свой тихоокеанский порт Находка, откуда нефть можно будет поставлять на различные рынки, включая США. Администрация Буша приветствует вариант с Находкой, так как восточносибирская нефть может стать новым источником для западного побережья США.