Доля нефтегазового сектора в российской экономике занижается почти в 3 раза, утверждает главный экономист представительства Всемирного банка в России Кристофер Рюль. По его словам, Госкомстат при оценке структуры ВВП не учитывает искажения, связанные с использованием компаниями трансфертных цен.
В статье, опубликованной в The Wall Street Journal и озаглавленной "Потемкинский ВВП" (перевод на сайте Inopressa), Рюль приводит свою оценку. С учетом корректировки искажений реальная доля нефтегазового сектора в российской экономике составляет около 25%, а не 9% ВВП, как утверждает официальная статистика.
Как и зачем используют трансфертные цены
Крупные российские нефтяные компании для снижения налоговой нагрузки используют для внутрикорпоративного оборота значительно заниженные, так называемые трансфертные цены. По этим ценам продукция приобретается сбытовыми организациями этой же компании, которые затем реализуют ее конечному покупателю уже по реальной цене. Именно они получают основную долю выручки в рамках всего холдинга. Приводит это к тому, что доля сектора услуг в экономике значительно завышается. Кроме того, поскольку сбыт осуществляется в регионах, в том числе отдаленных, сбытовые организации применяют различные законные и незаконные способы ухода от налогов.
Кристофер Рюль указывает, что в результате роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в нынешнем росте российской экономики сейчас в целом преуменьшается, а сектора услуг - преувеличивается. "Таким образом, российская экономика более уязвима в случае краткосрочных колебаний цен на энергоносители, чем это показывает официальная статистика", - отмечает экономист.
Кроме того, использование трансфертных цен и схем для ухода от налогов в сбытовом звене имеет негативные последствия для бюджета. По оценке Рюля, потери здесь могут составлять до нескольких процентов ВВП.