Тринадцать дней спустя после решения совета директоров Shtokman Development AG, оператора первой фазы освоения Штокмановского месторождения, об отсрочке проекта, руководство компании решило дать разъяснения.
Главный исполнительный директор SDAG Юрий Комаров и его первый заместитель Эрве Мадео рассказали, что ТЭО и предварительная госэкспертиза морских объектов и оценка рисков показали, что "проект технически реализуем", более того, при цене нефти 60 долларов за баррель деятельность SDAG будет коммерчески высокоэффективной, внутренняя норма доходности составит не менее 17,5%.
Как пишет "Время новостей", несмотря на отсрочку с принятием финального инвестиционного решения, SDAG собирается в течение этого года провести все тендерные процедуры, что позволит уточнить стоимость проекта.
Главной причиной отсрочки официально названа ситуация на рынке сжиженного природного газа в США, на который была ориентирована почти половина газа с первой фазы "Штокмана". По данным американской статистики, средняя цена там упала с 350 долларов за тысячу кубометров в 2008 году до 160-ти в прошлом, а импорт, стабильно росший с 1996 года, в 2007-м сократился вдвое и пока не обещает быстрой положительной динамики.
Еще одна причина отсрочки состоит в том, что "Газпром" собирался покупать весь газ первой фазы (23,7 млрд кубометров в год) для поставок в Европу по новому газопроводу Териберка-Волхов в Ленинградскую область и далее по "Северному потоку" в Германию.
При падении спроса на газ на европейских рынках дополнительный объем здесь может понадобиться не скоро. А если гораздо более дорогой штокмановский газ вытеснит из "Северного потока" западносибирский, то это ударит по рентабельности экспорта самого "Газпрома".
Поставки газа по трубе до Волхова планируется начать в 2016 году, на подготовительный этап оператор проекта потратил 650 млн долларов из отведенного акционерами бюджета в 800 млн. Решение о выделении дополнительных ресурсов не принято.