Участники Таможенного союза Россия, Белоруссия и Казахстан приступают к гармонизации техрегламентов, стандартов и санитарных норм для создания Единого экономического пространства. В Москве ломают голову, как при этом не допустить на российский рынок нежелательные товары вроде запрещенной грузинской продукции. Для того, чтобы поддержать запрет, необходимо согласие Казахстана и Белоруссии, где их опасными не признают.
Один из ключевых вопросов совместной работы Москвы, Астаны и Минска - надзор и стандартизация - будет обсуждаться уже на следующей неделе. Трехсторонняя комиссия по этим делам уже сформирована и 25 марта приступит к первым консультациям, сообщил вчера замглавы Минпромторга Владимир Саламатов. Для этих целей в Москве проводится специальная конференция "Техрегулиование-2012".
Синхронизацию облегчит тот факт, что Россия в этом году начала активно "импортировать" иностранные техрегламенты, в том числе из Белоруссии и Казахстана. На прошлой неделе премьер Владимир Путин подписал на этот счет сразу два документа: первый переносит на российскую почву 13 техрегламентов из Казахстана, а второй (программа развития техрегламентов) предписывает скопировать один белорусский регламент и десять европейских. Еще 38 техрегламентов разрабатываются совместно по линии ЕврАзЭС, и в этот список могут добавиться еще 11 белорусских наработок.
Между тем предстоит гармонизировать и фитосанитарные нормы, которые в последние годы позволили главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко вводить запрет на импорт польского мяса, молдавских и грузинских вин, воды Боржоми и даже белорусского молока. И если по мере урегулирования политических конфликтов барьеры для польских, молдавских и тем более белорусских товаров исчезли, то для грузинских производителей российский рынок закрыт.
По словам Саламатова, решение о запретах на оборот "опасной продукции" будет в итоге принимать Минздрав, впрочем, конкретные механизмы обеспечения запретов продолжают разрабатываться. В любом случае, по крайней мере для грузинского вина и минералки, символический запрет на оборот в России с 1 июля может стать и труднореализуемым, и дорогостоящим в поддержании, пишет "Коммерсант".
Вице-президент компании - производителя "Боржоми" GG&MW Левон Багдавадзе рассказал: "Мы поставляем продукцию в Белоруссию и Казахстан. Вопрос о возобновлении ее поставок в Россию через территории этих стран в рамках действия Таможенного союза нами не рассматривался. Сейчас мы сконцентрированы на развитии других наших ключевых рынков". Грузинская продукция свободно сертифицируется казахскими и белорусскими госорганами, при этом в Таможенном союзе предполагается создание единой формы сертификатов и взаимное признание аккредитованных центров сертификации.
Год назад, отмечает "Коммерсант", Россия уже вступала в конфликты по поводу "запрещенных" товаров с Белоруссией: Роспотребнадзор, устанавливавший факты реэкспорта молдавского вина в Россию, ограничивал эти поставки, а господин Онищенко даже не исключал возможности изменения условий свободной торговли по белорусским поставкам. Однако с 1 июля для создания технических препятствий ввозу белорусскими контрагентами GG&MW и грузинских виноделов в Россию "опасной продукции", очевидно, от России потребуются специальные усилия и расходы - и на организацию выборочного таможенного контроля, и на контроль торговых сетей.
Скорее всего, правительству РФ придется выбирать, что для него дороже - небесплатные переговоры с партнерами по Таможенному союзу, которые наверняка потребуют ответных уступок, или отказ от запретов на импорт, мотивированных преимущественно политическими соображениями, резюмирует издание.