Проект бюджета, вызвавший недоумение президента Владимира Путина, составлялся правительством и Минфином все лето 2012 года. Команда министра финансов Антона Силуанова сумела совершить почти невозможное: формально бюджет учитывает почти все решения Белого дома 2010-2012 годов.
Владимир Путин, если судить о его выступлении формально, бюджет буквально разгромил. Он был недоволен тем, что не нашел в нем буквального исполнения своих майских указов и теперь многие пункты этих поручений исполнены быть не могут. Заголовки приводят комментарии СМИ выступления президента Путина.
Как напоминает "Коммерсант", рост гособоронзаказа, увеличение расходов на правоохранительную деятельность, относительно стабильное финансирование здравоохранения, сохранение уровня бюджетных инвестиций, переход от расходования к пополнению суверенных фондов, отсутствие крупных внешних заимствований при отсутствии угроз резкого роста госрасходов и практической сбалансированности бюджета к 2015 году - все это следствие указов самого Путина.
Напряженность бюджета, составленного таким образом, была предсказуема. Проект, составлявшийся в июле-августе 2012 года, продолжает заданные правительством Владимира Путина в 2010-2012 годах тенденции: рост расходов на правоохранительную деятельность и национальную оборону за счет сворачивания зарезервированных в бюджетах прошлых лет антикризисных расходов, проходящих по статье "Национальная экономика".
Фактически Минфин обеспечивает проектом бюджета нулевой дефицит в 2015 году при умеренном росте госрасходов и инфляции 5,5% в 2013 году и не выше 5% в 2014-2015 годах. Сокращение расходов на образование, здравоохранение и культуру выглядит именно как результат оптимизации структуры расходов без сокращения подушевого обеспечения населения соответствующими услугами.
Неудивительно, что в такой бюджет Минфин не смог вписать ни пенсионную реформу, ни резкий рост госрасходов на Дальний Восток, ни другие пункты майских указов Владимира Путина. Резкий рост госрасходов Минфин может обеспечить только приватизацией крупных госактивов (ее в проекте де-факто нет) или госзаимствованиями (они в проекте бюджета крайне скромны).
Без резкого роста налогов совместить указания Владимира Путина двухлетней давности и его же майские указания невозможно при практически любой цене нефти.