Москвичка Алла Горелова узнала, что ее племянник Сергей Моисеев взял в Стромынском отделении Сбербанка кредит на 1,389 млн долларов из уведомления о вызове в суд, которое она получила в октябре 2008 года. К этому времени Сергей уже более года как умер, пишут "Ведомости".
В то, что племянник самостоятельно оформил кредит на строительство коттеджа в 2006 году, как утверждает Сбербанк, Горелова не верит. Сергей, по специальности автослесарь, нигде постоянно не работал, жил тем, что сдавал комнаты в своей квартире, рассказывает Горелова. Купить 12 соток земли в районе поселка Назарьево Одинцовского района Московской области, на котором должен был быть построен дом, Моисеев тоже не мог, считает она. После смерти Сергея выяснилось, что он несколько месяцев даже за квартиру не платил, сетует тетя.
Если верить документам по кредиту, имеющимся в деле, финансовое положение Моисеева в 2006 году выглядело гораздо лучше. В справке с работы написано, что он с октября 2004 года постоянно работал главным технологом в ООО "Газком-сервис" с ежемесячной зарплатой 870 тысяч рублей.
Кредит Моисееву согласно договору готовы были дать без залога, гарантами возврата выступили три поручителя, каждый из которых согласно справкам зарабатывал более 300 тысяч рублей в месяц.
На 13 мая 2008 года задолженность Моисеева составила 1,435 млн долларов, в том числе 255 143 долларов - просроченная задолженность, указано в деле. В заявлении об обеспечении иска представитель Сбербанка указал, что ответчики "длительное время злостно уклоняются от исполнения обязательств", и попросил суд наложить арест на их имущество.
Представитель Сбербанка Ирина Кибина заявила, что до подачи иска должнику направлялось требование о возврате ссудной задолженности, но в добровольном порядке оно исполнено не было. В октябре и ноябре суд арестовал участок земли, где должен был быть построен дом, и квартиру Моисеева, которая по наследству перешла Гореловой.
Узнать обстоятельства оформления кредита теперь сложно: Васютин и Азаренков, записанные в кредитном договоре как поручители, утверждают, что не только не поручались за Моисеева, но и никогда его не знали. По телефону еще одного поручителя - Соколовой, указанному в деле, сказали, что она там не живет. Указанные в документах места их работы оказались недействительными.
Дом на участке 168 в кооперативе индивидуальных застройщиков "Назарьево" между тем построен, на соседних участках стоят еще три подобных. Председатель кооператива Александр Игревский сказал, что в конце ноября в "Назарьево" приезжали сотрудники службы безопасности Сбербанка, заявившие, что кредиты на строительство домов были "оформлены на каких-то бомжей" и дома теперь принадлежат банку.
По заявлению Гореловой ОВД Восточного административного округа Москвы в декабре 2008 года возбудило уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере". Следователи считают, что кредит был выдан неустановленному лицу, которое предоставило ложную информацию.
В 2005-2007 годах в Сбербанке постоянно росли число и объем кредитов, выданных по фиктивным документам, признал в феврале 2008 года замдиректора управления внутреннего контроля, ревизий и аудита Сбербанка О.В. Чистяков на выездной коллегии. В отдельных филиалах скомпрометировано более 50% кредитного портфеля физлиц, а самые злостные нарушения были выявлены в московских Люблинском и Стромынском отделениях, говорилось в тезисах Чистякова.
Руководство Сбербанка обеспокоено "ростом преступных мошеннических проявлений", сообщила газете Ирина Кибина. Президент - председатель банка Герман Греф "по существу данной проблемы" написал письма министру внутренних дел и генпрокурору России. МВД расследует более 10 уголовных дел в отношении заемщиков Люблинского и Стромынского отделений Сбербанка; некоторые из них арестованы, рассказала Кибина.