В свои 33 года Рустам Аксененко, сын бывшего российского министра железных дорог, владеет многомиллионным состоянием. Он попал на первые полосы центральных немецких газет в качестве крупного акционера мюнхенского дома элитной моды Escada.
Как пишет Die Welt (полный тест на Inopressa.ru), долговязый молодой человек год назад громко расстался с главой правления Франком Райнболдтом и назначил на его место Жан-Марка Лубье. Перед ним была поставлена задача сделать дом моды прибыльным – но до сих пор она так и не решена.
Аксененко – один из многочисленных российских бизнесменов, которые открыли для себя экономику Германии. Список предприятий, совладельцами которых являются россияне, становится все длиннее. Наряду с Escada в нем фигурируют концерны EADS, Hochtief, TUI, K+S, Air Berlin, а также Wingas, дочерняя фирма BASF. По данным германо-российской внешнеторговой палаты, на конец прошлого года 14 крупнейших российских инвесторов владели паями немецких предприятий на общую сумму в 5,36 млрд евро.
При этом возникает опасность: Россия экспортирует не только капитал, но и традиции своего бизнеса. "Мы приходим не с автоматами Калашникова, а с деньгами", – агитировал президент Владимир Путин. Его преемник Дмитрий Медведев уже обещает бизнесменам "активную и агрессивную поддержку" их экспансионистского курса. С этих высказываний началась подготовка к созданию федерального агентства по содействию российской экономике за рубежом.
Михаэль Хармс, который возглавляет германо-российскую внешнеторговую палату в Москве, отмечает рост "конкретных запросов" со стороны российских предпринимателей и "значительно возросший интерес к немецкому рынку".
"Здесь мы еще никого видели", – говорит Харальд Берндт, председатель заводского комитета верфи Aker в Росток-Варнемюнде. До сих пор незамеченный коллективом новый собственник – это российский государственный фонд FLC West. FLC – за этой аббревиатурой кроется Finanz Leasing Compagnie – заплатил за контрольный пакет верфей в Висмаре и Варнемюнде 292 млн евро.
У верфи есть заказы на строительство 28 судов, что гарантирует работу не менее чем на два года. FLC собирается спускать на воду, прежде всего, танкеры и суда для транспортировки сжиженного газа, предназначенные для нефтегазовой промышленности России. Устаревшие российские верфи не обладают соответствующими технологиями. В Варнемюнде уже поступали заказы из России. Так, здесь как раз строится контейнеровоз для "Норильского никеля".
"Газпром", крупнейший в мире производитель природного газа не только покрывает около 40% немецкой потребности в природном газе. Он к тому же является крупнейшим инвестором. "Газпром" владеет 50% минус одна акция в компании Wingas, которая является продавцом природного газа, 5,26% – в Verbundnetz Gas AG, он собирается строить две газотурбинные электростанции и самое большое в Европе хранилище природного газа.
Политическое сопротивление в Германии россиянам, которые пытаются проникнуть в то, что они считают стратегическими секторами, велико. Это ощущает глава "Газпрома" Алексей Миллер, это же ощущает и частный инвестор вроде Владимира Евтушенкова, чей концерн АФК "Система" хотел приобрести в 2006 году пакет акций Deutsche Telekom. Однако у него ничего не вышло. Deutsche Telekom в русских руках – тогда казалось, что это уже слишком.
Тем не менее, встреча Востока и Запада часто бывает сродни культурному шоку. В международном коррупционном списке, который составляется организацией Transparency International, Россия наряду с Того занимает 143-ю позицию (Германия – 16-ю). Откуда приходит капитал, предназначенный для инвестиций, зачастую установить достаточно сложно.