Число неиспользуемых грузовых составов в 2019 году достигло исторического максимума
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
Число неиспользуемых грузовых составов в 2019 году достигло исторического максимума
 
 
 
Число неиспользуемых грузовых составов в 2019 году достигло исторического максимума
Moscow-Live.ru / Николай Будишевский

Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому, пишет "Коммерсант".

В 2019 году количество поездов РЖД, временно оставленных диспетчерами без движения, достигло исторического максимума. Если в 2014-2018 годах количество брошенных поездов в среднем по году не превышало 666 в сутки, то в 2019-м оно увеличилось вдвое - до 1246. Только в октябре 2019 года оно опустилось ниже 1 тыс. По информации собеседника в отрасли, сейчас речь идет о среднесуточном простое около 1800 поездов: даже в 2019 году максимум составлял 1685.

Кроме того, в РЖД фиксируют рост количества незадействованного подвижного состава на сети железных дорог. Число таких вагонов превышает 100 тыс. единиц. Прежде всего это полувагоны, которые направляются под погрузку угля, но остаются невостребованными из-за ухудшения конъюнктуры на товарных рынках.

Чтобы предотвратить скопление незадействованных вагонов, диспетчеры приостанавливают продвижение на тех станциях, где они не будут оказывать негативного влияния на перевозки. А груженые поезда отставляются от движения в случае неприема груза грузополучателями.

В РЖД уверяют, что все это позволяет обеспечить более эффективное использование инфраструктуры общего пользования, однако парк вагонов, не задействованных в перевозках, превысил в январе более 290 тыс., что привело к замедлению оборота вагона более чем на пять суток. При этом производство излишних вагонов бьет рекорды за счет привлечения государственных денег и в условиях невыполнения принятой год назад долгосрочной программы развития ОАО РЖД, срыве сроков модернизации БАМа и Транссиба и на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры цен на генеральные грузы железных дорог.

При этом количество вагонов на сети растет: на январь оно составило 1,173 млн единиц, что на 5,1% больше, чем годом ранее, когда размер парка уже казался тревожным с учетом продолжающего падения ставок на рынке оперирования. По данным ИПЕМ, в 2019 году вагоностроительные предприятия выпустили 79,6 тыс. вагонов, что на 15,5% больше, чем в 2018 году. Это может быть связано с тем, что вагоны изготавливались по годовым контрактам и на стадии заказа некоторые клиенты еще не имели пессимистичных ожиданий. А в 2020 году будет выпущено порядка 65 тыс. вагонов, но спад производства произойдет только в том случае, если правительство не будет отдельно стимулировать закупку. Согласно поправкам к бюджету, Минпромторг в 2020 году предлагает выдать субсидию в 950 млн руб. на закупку подвижного состава.

О модернизации БАМ и Транссиба говорили еще в конце 2013 года: тогда сообщалось, что на их реконструкцию будут выделены 50 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Однако, по мнению консультантов, РЖД в своих проектах не учло расходы на содержание инфраструктуры и дополнительные локомотивы примерно в 82,7 млрд рублей. Deloitte предложила также отказаться от Дабанского тоннеля (36,9 млрд рублей), а EY - перенести строительство системы автоблокировки и приемоотправочных путей (6,5 млрд рублей). В PwC сочли, что до 3,8 млрд рублей можно сэкономить на работах по Южному ходу.

Серьезные сомнения у аналитиков вызвал и прогноз роста грузопотока. Так, Deloitte сочла завышенными расчеты ОАО РЖД по росту грузоперевозок на Восточном полигоне к 2020 году на 55 млн тонн до 271 млн тонн. ОАО РЖД рассчитывает на угольные и рудные месторождения Дальнего Востока и Восточной Сибири. Но Deloitte сомневается, что прирост составит более 30 млн тонн из-за рисков заморозки ряда проектов.