Посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов сообщил, что Астана готова обеспечить загрузку Мозырского НПЗ и НПЗ "Нафтан-Полимир" "в любом количестве, которое они смогут принять". Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже обсуждал этот вопрос с белорусским президентом Александром Лукашенко "и только высокие пошлины, которые были до создания Таможенного союза, мешали сторонам окончательно решить этот вопрос".
Астана планирует принять участие в приватизации белорусских НПЗ, пишет "Коммерсант", так как сможет в дальнейшем экспортировать продукты переработки своей нефти в Западную Европу.
В конце 2009 года белорусское правительство уверяло, что один из заводов - "Нафтан-Полимир" - будет вскоре приватизирован. Александр Лукашенко оценивал его в 3 млрд долларов. О своем интересе к комплексу заявляли российские "Лукойл" и "Роснефть".
Сейчас поставки со стороны России, которая обеспечивает белорусские НПЗ сырьем, сокращены на 40% - до 19 тысяч тонн в сутки в связи с тем, что Белоруссия внесла предоплату за нефть на прошлогодних условиях, а Россия требует учитывать в цене полный экспортный тариф.
Белорусские НПЗ не заключают новых контрактов на поставку нефти с российскими компаниями, ожидая окончания переговоров правительств двух стран по этому вопросу. Россия предлагает поставить в 2010 году только 6,3 млн тонн беспошлинно. Белорусская сторона предлагает российским компаниям в январе-феврале поставлять нефть беспошлинно, а к марту разработать механизм межбюджетного распределения пошлин в рамках Таможенного союза.
Алексей Кокин из "Метрополя" считает, что технически поставлять нефть из Казахстана в Белоруссию почти невозможно. Это можно делать или через своповые операции с Россией, или перенаправив нефть из Новороссийска в Одессу, откуда по трубопроводу Одесса-Броды ее можно будет поставить на НПЗ.
Однако Казахстан вряд ли сможет договориться о сложных обменных операциях с Россией, а во втором случае потребуется запуск трубы в аверсном режиме. К тому же на экспорт Казахстан продает нефть по мировым ценам, а Белоруссия готова закупать только по ценам, близким к внутрироссийским.