Средний класс за полгода фактически потерял свои сбережения из-за того, что рубль упал на 40%. Но министр Минэкономразвития Алексей Улюкаев и глава Центробанка Эльвира Набиуллина в последних публичных выступлениях пытались успокоить ту часть общества, которая не привыкла переводить рубли в иностранную валюту.
Чиновникам экономического блока оказалось практически нечего сказать людям, которые как раз привыкли переводить рубли в валюту для поездок за рубеж, для покупок товаров в интернет-магазинах и т. д., отмечает "Независимая газета". По всей видимости, считается, что речь идет о явном меньшинстве, интересами и опасениями которого можно пренебречь и к которому можно вовсе не обращаться.
Количество заявок на зимний туризм снижается на 40% по сравнению с прошлым годом. И в мае, и летом за границу сможет поехать куда меньше россиян, чем обычно. Однако власть ориентируется на класс ниже среднего, его потребительские стандарты и образ жизни, которые становятся всеобщим эталоном. Отдых за рубежом в эту норму не вписывается.
Средний класс действительно составляет меньшинство населения, но он вовсе не является незаметным или молчаливым большинством. Власть могла убедиться в этом на рубеже 2011 и 2012 годов. Она не сразу сумела адаптироваться к городским протестам и не сразу перешла в контратаку.
Тогда растущий, а точнее, выросший в нулевые средний класс выступил с политическими требованиями. Теперь, считает издание, созрели условия для другого типа протеста среднего класса: выступлений в защиту собственных жизненных стандартов.
Точно так же о сохранении собственного образа жизни заботятся сотрудники государственных предприятий. Разница заключается в том, что на второй тип избирателя государство ориентируется и его запрос удовлетворяет за счет наращивания социальных расходов бюджета. В свою очередь, на первый тип избирателя, то есть на средний класс, власть махнула рукой.
Социологические опросы показывают, что популярность жизненных стандартов среднего класса в России снижается. Людей меньше заботят условия работы, самореализация, экология, возможность ездить за рубеж и т. п. Однако переживания власти по этому поводу незаметны. Потенциальный оппозиционный электорат сокращается, и власть это, похоже, полностью устраивает.