Президент РФ Дмитрий Медведев 21 октября начинает визит в Туркмению, которая за последние полтора года превратилась в одного из самых проблемных партнеров Москвы на постсоветском пространстве.
Как написал "Коммерсант", в рамках визита к подписанию готовы всего несколько документов в сфере транспорта и борьбы с наркотиками. Ключевые же вопросы о будущем Прикаспийского газопровода и перспективах поставок туркменского газа в Европу президентам только предстоит обсудить, причем позиции Москвы и Ашхабада по этим вопросам расходятся все дальше.
По словам источника издания, знакомого с ходом подготовки визита, с российской стороны готовы к подписанию соглашение о совместной борьбе с оборотом наркотиков и наркотрафиком, а также три документа в сфере транспорта, в том числе по организации паромного сообщения на Каспии.
Ключевыми же вопросами на переговорах станут энергетика, а также перспективы энергомашиностроения. Обсуждаться будут лишь наиболее принципиальные моменты - оформление достигнутых договоренностей на бумаге не предполагается. Именно поэтому ни министр энергетики Сергей Шматко, ни глава "Газпрома" Алексей Миллер в Туркмению не собираются, компанию президенту составит лишь курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин.
Как сообщает "Интерфакс", в остальных сферах в 2009 году двусторонний товарооборот (без учета поставок газа) между странами превысил 1 млрд долларов (за январь-август 2010-го - 577,3 млн).
В Туркменистане действуют 138 предприятий с участием российского капитала, зарегистрировано 124 совместных проекта на сумму порядка $1 млрд. На туркменском рынке активно работает ряд российских компаний - ОАО "Стройтрансгаз", ООО "Итера", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Мобильные Телесистемы".
Проект Прикаспийского газопровода завис
В ходе переговоров Ашхабад хочет получить от Москвы принципиальный ответ о судьбе проекта Прикаспийского газопровода, соглашение о строительстве которого Россия, Туркмения и Казахстан подписали еще в 2007 году. Тогда планировалось, что эта труба будет соединена с South Stream и выведет газ из Центральной Азии в Европу через российскую территорию.
В Москве с судьбой Прикаспийского проекта пока не определились: официально от него никто не отказывался, однако и каких-либо шагов для строительства трубы Россия не делает. По мнению аналитика "Тройки Диалог" Валерия Нестерова, колебания Москвы связаны с неблагоприятной для российского газа ситуацией на рынках ЕС: "Сейчас у нас перепроизводство газа, поскольку Европа завалена дешевым СПГ".
Туркмения хочет присоединиться к Nabucco
В этих условиях Туркмения взяла курс на снижение зависимости от России и диверсификацию маршрутов поставок. В конце прошлого года была запущена труба в Китай, по которой в этом году будет поставлено 6 млрд кубометров, в следующем - вдвое больше, а в 2012 году - до 40 млрд кубометров.
В начале года был также запущен второй газопровод в Иран с проектной мощностью 12,5 млрд кубометров в год (первый газопровод Корпедже-Курткуи транспортирует в год около 8 млрд кубометров). Наконец Ашхабад планирует участвовать в строительстве газопровода в Индию через Афганистан и Пакистан.
Ашхабад не отказывается и от поиска маршрутов поставок своего газа в Европу, где цены на него по-прежнему самые высокие. Сейчас госконцерн "Туркменгаз" строит газопровод Восток-Запад, который свяжет основные месторождения на востоке страны с побережьем Каспия. Как заявил Гурбангулы Бердымухамедов в сентябре в Анкаре, в перспективе Восток-Запад может стать связующим звеном между туркменским газом и проектом Nabucco, предполагающим строительство газопровода в обход РФ.