Минэкономразвития готовит закон об амнистии капиталов, сообщают "Ведомости". По данным газеты, именно об амнистии капиталов в разных странах министр экономического развития Герман Греф рассказал президенту Владимиру Путину на встрече в понедельник. Интересно, что мнение Грефа об амнистии изменилось совсем недавно: еще полтора месяца назад, изучив опыт Казахстана, он говорил, что у этой идеи "больше минусов, чем плюсов".
Со ссылкой на неназванного правительственного чиновника газета сообщает, что на этой неделе замминистра экономразвития Юрий Жданов написал письмо руководителю аппарата правительства Константину Мерзликину с просьбой обратить внимание на проблему амнистии и особенно на опыт Бельгии, где соответствующий закон вступил в силу 16 января. По словам Жданова, после консультаций в правительстве "о возможности проведения аналогичных мер в России" займется подготовкой законопроекта.
Его первый вариант может быть представлен уже в первом полугодии, сообщил Жданов, оценивший бельгийский закон об амнистии как "самый совершенный на сегодняшний день". Закон предусматривает, что в 2004 году бельгийцы смогут легализовать средства, полученные частными лицами от инвестиций за пределами Бельгии. Граждане могут либо просто задекларировать эти средства, не ввозя их в Европу (тогда они заплатят однократный 9-процентный налог), либо инвестировать их в ЕС не менее чем на три года (тогда налог снижается до 6%). За это они получат от бельгийских налоговиков расписку, обещающую, что за укрытие от налогов легализованных средств на них не будет заводиться уголовное дело.
Бельгия надеется выручить до 28 млрд долларов. Инвестирование за рубежом - чрезвычайно распространенное среди бельгийцев занятие, по некоторым оценкам, на их зарубежных счетах лежит до 190 млрд долларов.
В Администрации президента РФ и правительстве к инициативе ведомства Грефа отнеслись с большим интересом. "Вопрос об амнистии витает в воздухе, и сейчас все разумные граждане, а равно и чиновники, размышляют, как выйти из замкнутого круга преследований за налоговые правонарушения прошлых лет", - говорит высокопоставленный чиновник правительства. Однако он отмечает, что пока непонятно, как провести амнистию, не ущемив при этом права честных налогоплательщиков.
А высокопоставленный чиновник администрации президента, тоже считающий проблему амнистии чрезвычайно актуальной, говорит, что единого мнения в Кремле на сей счет нет: "Одни считают, что амнистия нецелесообразна, поскольку одни честно платили налоги, и не следует освобождать от ответственности тех, кто был нечестен перед государством. Другие считают, что проблема чрезвычайно актуальна и ее необходимо решать".
Газета считает, что к вопросу об амнистии Кремль, скорее всего, вернется летом, после выборов президента.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, российские чиновники выбрали неподходящее время для амнистии. "Доверие бизнеса к государству упало, и разговоры об амнистии только заставят предпринимателей думать, что готовится еще что-то нехорошее", - полагает он.
Напротив, зампред комитета РСПП по налоговой политике Станислав Воскресенский считает, что "если бы бизнесу было сказано, что теперь налоги стали низкие и надо платить все до рубля, а старое мы забываем, это было бы хорошим сигналом".
Напомним, именно статьи об уклонении от налогов - главные в "деле ЮКОСа". Уклонение от налогов вменяется в вину сидящему в тюрьме Михаилу Ходорковскому, объявленным в международный розыск Леониду Невзлину, Владимиру Дубову и Михаилу Брудно, а также главе компании ЮКОС-Москва Василию Шахновскому.
Воспользовавшимся амнистией бизнесменам подобные обвинения предъявить будет невозможно.
Позиция Путина
Президент Путин впервые заговорил об амнистии одобрительно летом 2002 года. Выступая на съезде Торгово-промышленной палаты в Москве, он предупредил бизнесменов: "замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и размораживая свои средства".
В качестве альтернативного варианта он предложил "вместе с правительством подумать, как вернуть эти средства на родину". Иначе говоря - подумать над созданием хороших условий для инвестиций. По мнению президента, "государство не должно при этом хватать всех за рукав, спрашивая, откуда эти средства взялись, если само в свое время не смогло создать нормальных условий для инвестирования".
По поводу новой инициативы Минэкономразвития президент пока не высказывался.
История вопроса
Идея провести амнистию капиталов давно витает в умах политиков, чиновников, банкиров и предпринимателей. Еще осенью 1997 года на заседании Совета Федерации с предложением провести в России амнистию беглых капиталов "за 10-15%" выступил президент РФ Борис Ельцин. Позже эту идею с удовольствием подхватили и бывшие главы налоговой службы Александр Починок и Борис Федоров, и премьер Евгений Примаков, и директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов.
В России последний раз вопрос о возможности проведения амнистии капиталов летом 2001 года поднял председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. "Сегодня для этого созданы все предпосылки. Надо дать возможность гражданам вернуть в Россию деньги, ранее вывезенные с нарушением налогового или валютного законодательства, заплатить 13-процентный подоходный налог и легализовать свои доходы. Я думаю, это пойдет на пользу бюджету и даст возможность существенно увеличить приток инвестиций в российскую экономику", - заявил тогда депутат. Однако до внесения конкретных законопроектов дело пока так и не дошло.
В кулуарах Госдумы, так же как и в Белом доме, по этому поводу говорят, что "нужно политическое решение" - и, видимо, оно было принято.
Опыт Казахстана
В апреле 2001 года казахский президент Нурсултан Назарбаев подписал указ, по которому казахские граждане могли легализовать свои капиталы, перечислив их на спецсчета казахских банков, за исключением полученных в результате тяжких преступлений. При этом не нужно было платить вообще никаких налогов. Легализация длилась всего 20 дней. Расчеты властей на легализацию 500 млн долларов почти оправдались: казахские чиновники и бизнесмены сдали более 480 млн долларов, из них более 80% наличными. Минимальная легализованная сумма составила около 2-х тысяч, максимальная - около 800 тысяч долларов.