"Газпром" ведет переговоры о выходе на газораспределительный рынок Китая, сообщил заместитель председателя правления монополии и генеральный директор "Газэкспорта" Александр Медведев в четверг. Возможными формами работы на китайском рынке является приобретение местных компаний или создание совместных предприятий. Особо Медведев подчеркнул, что работа с азиатскими партнерами не поставит под угрозу поставки в европейские страны. Говоря о более отдаленных перспективах, Медведев заявил, что "Газпром" хочет принять полноценное участие в строительстве газопровода из Ирана в Индию, а также торговать энергоносителями за российские рубли, передает "Интерфакс".
В настоящее время, по словам Александра Медведева, ведутся переговоры с несколькими крупными китайскими партнерами. Обсуждение носит предварительный характер. Стороны пытаются определить взаимовыгодный уровень цены. От этого будет зависеть объем поставок. "Мы предполагаем, какой уровень цены приемлем для нас, чтобы реализовать проекты по строительству газопроводов в Китай в намеченные сроки", - сказал Медведев, отказавшись назвать этот уровень.
Комментируя перспективы конкуренции российского газа в Китае с газом из Туркменистана и Казахстана, Александр Медведев сказал: "Чтобы поставлять газ по долгосрочным контрактам, нужно его иметь". Он отметил, что на сегодняшний день "было бы весьма оптимистичным" говорить о возможности поставок газа из Туркмении и Казахстана в Китай.
По словам Медведева, Туркменистан пока не подтвердил свои запасы газа результатами независимой аудиторской проверки, поэтому "Газпром" не может принять окончательное решение по расширению даже трубопровода Средняя Азия-Центр. "Таким образом, вызывает определенные сомнения возможность поставок газа из Туркмении и Казахстана в Китай на уровне долгосрочных", - заявил.
Особо Александр Медведев подчеркнул преданность компании своим традиционным партнерам в Европе. По его словам, развитие сотрудничества "Газпрома" со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) не представляет угрозы для поставок газа в Европу.
Медведев отметил, что перераспределение поставок в пользу АТР "не соответствует ни нашим планам, ни реальности развития наших взаимоотношений ни с Европой, ни с партнерами по АТР-направлению". Свое мнение он подкрепил тем, что Россия обладает сегодня большой ресурсной базой на дальнем Востоке и в Восточной Сибири, что делает возможным как исполнение старых контрактов, так и обеспечение новых поставок в такие страны как США, Китай, Корея и Япония.
В то же время он подчеркнул, что для удовлетворения растущих потребностей Европы компании необходимо знать, сколько газа готовы купить европейские партнеры. "Мы должны знать сроки, объемы и направления инвестиций", - сказал Медведев.
Говоря о более отдаленных перспективах, Медведев заявил, что российская газовая корпорация имеет стратегические интересы в Индии и Иране. Гендиректор "Газэкспорта" отметил возможность поставок сжиженного природного газа на рынок Индии.
По его словам, российская компания готова участвовать в реализации проекта строительства газопровода из Ирана через Пакистан в Индию для поставки сетевого газа с иранского месторождения "Южный Парс".
"Мы не хотим быть просто техническими консультантами или финансирующей организацией", - сказал Медведев. В планах "Газпрома" - войти в число эксплуатирующих компаний, заниматься транспортировкой газа, а также, возможно, выйти на рынки сбыта", - подчеркнул Медведвев.
Будет продолжать энергетические отношения Россия и с Южной Кореей. До конца 2006 года Москва и Сеул планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, необходимое для реализации планируемых проектов по поставке российского газа в Южную Корею на базе уже подписанного соглашения с корейской компанией Kogas.
Еще одним важным пунктом долгосрочной программы развития компании на международном рынке, по мнению Медведева, является постепенный переход на российские рубли в расчетах с импортерами российских энергоресурсов.
С 1 июля снимается ограничение на движение капиталов внутри России. Это может стать первым шагом к реальной конвертируемости российской валюты. Тем не менее, по словам Медведева, объявление о полной конвертируемости валюты и ее реальная конвертируемость - разные вещи, и для того, чтобы перейти на взаиморасчеты за энергоресурсы в рублях, потребуется время.