За все годы существования инвестиционных фондов россияне не знали об их состоянии практически ничего, сообщает "Московский комсомолец", напоминая, что с 1 февраля 2008 года Стабфонд, достигнув 157,4 млрд. долларов чистого веса, разделился на Резервный фонд, куда поступило 125,4 млрд., и Фонд национального благосостояния, где осели оставшиеся 32,0 млрд.
Где хранятся эти деньги, во что вкладываются, кто ими управляет - неизвестно, пишет издание, тогда как прозрачность деятельности, открытость управления, ясность целей суверенных инвестиционных фондов - более в сего ценится в мире финансов.
Из всех критериев оценки прозрачности российские Резервный фонд и Фонд национального благосостояния удовлетворяют от силы трем: известна базовая информация о фондах, известно месторасположение головного офиса (здание Минфина на Ильинке) и есть адрес интернет-страницы фондов, расположенный на сайте Минфина.
Об инвестиционной стратегии, направлениях вложений, полученных доходах или о политике оплаты труда сотрудников данных нет. утверждает издание.
По официальным данным, что доходность вложений Стабфонда с начала размещения, то есть с 24 июля 2006 года, составила 10,75% годовых в долларах США. Но это лишь благодаря тому, что курс доллара все эти годы неуклонно снижался. Если же измерять доходность без привязки к курсу американской валюты, то получится не более 4,5% годовых, да и то практически полностью съеденных укреплением рубля.
Что касается управления 568,3 млрд. долларов международных резервов ЦБ (на 1 июля этого года), то о них неизвестно ни в каких банках они размещаются, ни в чьи активы вкладываются. Иногда происходят утечки информации о размещении 100,8 млрд. долларов, или 21% резервов в облигации трех ипотечных компаний США в разгар ипотечного кризиса.
Сегодня суверенные фонды вынуждены быть максимально прозрачными, иначе их ни в одну дверь не пустят. Правительства разных стран создают специальные государственные корпорации, привлекают лучших специалистов, проводят агрессивную инвестиционную политику, стремясь соответствовать меняющемуся глобальному финансовому устройству. И лишь в России управление суверенными фондами и международными резервами все больше напоминает игру в наперстки? цитирует публикацию сайт Заголовки.Ру.