Группа депутатов из всех фракций Госдумы внесла 22 октября на рассмотрение палаты весь последний год готовившийся Минфином антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях. Документ был неожиданно внесен в обход правительственных согласительных процедур и в жесткой по отношению к бизнесу версии Минфина.
Весь год Минфин пытался согласовать написанный им законопроект о КИК с Минэкономики и РСПП. Устраивающего всех варианта найти не удалось, и неделю назад замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что президент одобрил проект в версии Минфина. Законопроект с одобрения администрации президента было решено внести через депутатов всех фракций Госдумы (документ подписали по два парламентария от "Единой России", КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР).
Этим шагом правительство ускорило процесс принятия закона, а также разделило с парламентариями ответственность за введение осложняющих жизнь бизнесу мер. РСПП надеются, что ко второму чтению в проект все же удастся включить смягчающие нормы, но в Минфине говорят, что таких обещаний бизнесу не давали, пишет "Коммерсант".
Зарубежные активы велено раскрыть каждому россиянину
Законопроект должен вступить в силу 1 января 2015 года. Уже до 1 апреля следующего года россияне должны будут уведомить налоговую службу о владении более 10% уставного капитала контролируемой иностранной компании, а с 2016 года - заплатить налоги по российским нормам за 2015 год, если доля участия в КИК превысит 50%. С 2017 года порог владения будет снижен до 25%, рассказывает РБК.
Крупному бизнесу не удалось убедить Минфин снизить порог расчета эффективной ставки налогообложения для иностранных компаний, она останется на уровне 75% от российской ставки налога на прибыль. Для Минфина это был принципиальный момент. Иначе под регулирование не попал бы Кипр, где ставка корпоративного налога на прибыль составляет 12,5%.
Доработанный вариант законопроекта распространяет правила о КИК на публичные российские и иностранные компании. "Среди тех, кто наиболее активно и в максимальных объемах размывает налогооблагаемую базу и выводит прибыль из-под налогообложения, в первую очередь, значатся публичные компании - IBM, Starbucks и Apple", - указал изданию представитель Минфина.
Есть исключения: не всякий зарубежный бизнес будет считаться плохим
Компаниям и частным лицам предоставляются альтернативные возможности - за два года прикрыть свой зарубежный бизнес либо, что более патриотично, перевести структуры под российскую юрисдикцию, комментирует законопроект "Независимая газета".
Причем, как отмечает "НГ", последней возможности посвящена чуть ли половина 42-страничного текста, из "которого становится понятно, что не всякий зарубежный бизнес будет считаться плохим". Среди исключений - компании из государств, входящих в Евразийский экономический союз, некоммерческие организации, не распределяющие прибыль. "Есть, судя по тексту, множество других лазеек для избежания чрезмерного налогообложения для компаний, которые работают на государство или с ним", - заключает издание.
Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая дала понять, что дело не только в деофшоризации экономики. По ее словам, меры, направленные на нее, "напрямую связаны с обеспечением суверенитета и национальной безопасности страны".
В этой связи "Независимая газета" напоминает о ряде других законопроектов - предшественниках этой инициативы. В частности, о законе по так называемой национализации элит, который запретил большинству должностных лиц в России иметь за рубежом финансовые активы, а также о пресловутой борьбе с "пятой колонной" через уведомление о "чужих" паспортах.
"Законопроект в равной степени учитывает интересы бизнеса и государства, - считает депутат от "Справедливой России" Владимир Парахин. - Переходный период до 2017 года, не предусматривающий административной и уголовной ответственности за нарушение закона, - это шаг навстречу бизнесу. Это полноценная налоговая амнистия".
Уголовная ответственность за нарушения в 2015-2017 годах не будет применяться, только если налогоплательщик полностью возместил ущерб и заплатил все налоги, то есть автоматического и безусловного освобождения от уголовной ответственности за утаивание прибыли в контролируемых офшорных компаниях не будет