ОПЕК вынуждает Россию вести двойную игру
Архив NTVRU.com
ОПЕК вынуждает Россию вести двойную игру
 
 
 
ОПЕК вынуждает Россию вести двойную игру
Архив NTVRU.com

Сегодня в Москву прибывает эмир Катара, крошечного государства на берегу Персидского залива. Шейх Хамад бен Халифа Аль Тани рассчитывает получить отчет о планах России по добыче и экспорту нефти в 2002 году. Если российский прием не понравится эмиру, то он пожалуется своим коллегам по Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которые в пятницу 28 декабря должны собраться в Каире для принятия ключевого решения о сокращении экспорт на полтора миллиона баррелей в сутки. Оно в большой степени определит цены на нефть в следующем году.

Между тем надежд на то, что эмир останется удовлетворен диалогом с российским руководством, немного, считает "Время новостей". Во-первых, Катар и так до сих пор выступал одним из самых агрессивных критиков поведения России на мировом рынке нефти и грозил ценовой войной.

Российское правительство решило удовлетворить требования ОПЕК и объявило о сокращении экспорта нефти на 150 тыс. баррелей в сутки с 1 января 2002 года. Во-вторых, до сих пор остается загадкой, сколько именно нефти Россия собирается экспортировать в первом квартале будущего года, пишет газета.

Этот вопрос фактически попал в разряд государственных тайн, а рутинная работа правительства по составлению баланса добычи и экспорта нефти на очередной квартал превратилась в тайные сходки чиновников. Утверждение баланса на традиционном заседании правительственной комиссии, как это было раньше, немедленно ведет к ненужной сейчас гласности.

Переговоры с ОПЕК в СМИ называют то, "шоу", то "мыльной оперой", а участие в этом действе правительства привело к тому, что цифры добычи и экспорта в первом квартале 2002 года до сих пор не утверждены. Чиновники столкнулись с необычной проблемой скорее дипломатического, чем технологического характера: необходимостью составить не просто баланс, а такой баланс, который бы понравился ОПЕК.

Ключевая проблема - план экспорта нефти в первом квартале. Именно эту цифру будет выпытывать у руководства катарский эмир. Сокращение на 150 тыс. баррелей объявлено лично премьером Касьяновым. Но из какого показателя эти 150 тыс. будут вычитать - то ли из реального объема экспорта в четвертом квартале, то ли из квот на экспорт (которые на 50 тыс. баррелей в день меньше) - большой вопрос.

Расхождение этих показателей для России необычно, а если учесть, что на начало 2002 должны быть перенесены поставки, отложенные из-за штормов в портах страны, то экспорт может даже увеличиться - несмотря на официально прописанное уменьшение.

Между тем для ОПЕК манипуляции с экспортными квотами - дело обычное: сейчас десять членов картеля экспортируют почти на миллион баррелей в сутки больше, чем официально утвердили на последней конференции, и практике такой не один год. В связи с этим убедить Россию сократить экспорт фактически, а не только на графиках, будет довольно сложно: желание угодить ОПЕК объективно толкает Россию к махинациям с экспортными графиками, к увеличению секретности и непрозрачности вокруг распределения квот.