Премьер-министр Дмитрий Медведев провел 24 декабря совещание по бюджетным вопросам с экономическим блоком правительства. По данным "Коммерсанта", министр финансов Антон Силуанов представил там первые расчеты Минфина по коррекции бюджета на 2015-2017 годы.
По макроэкономическим прогнозам Минфина, при цене нефти в 2015 году 60 долларов за баррель ВВП России ждет снижение на 4%. Предположения построены на среднегодовом курсе рубля к доллару до 2017 года 51 рублей и прогнозе инфляции в 10% в 2015 год.
В новых макроэкономических условиях среднегодовые оценки дефицита бюджета вырастают с запланированных в законе о бюджете 0,6% ВВП фактически до 4%. Попытки министерства собрать воедино все нераспределенные ресурсы, заложить в доходы эффект от девальвации и порезать расходы по некоторым статьям до 10% заметного результата не принесли - среднегодовой дефицит снизился лишь до 2,6% ВВП.
Основная идея, вынесенная командой Антона Силуанова на совещание, - без сокращения госрасходов вариантов сохранения прежней бюджетной конструкции не существует даже технически: у России нет Резервного фонда в потребных объемах, без изменений дефицит бюджета в 2015 году составит около 5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - около 13%.
Коррекция бюджета грозит напряженностью прежде всего региональных бюджетов - правительство сконцентрируется на решении федеральных проблем, резервов для дополнительной антикризисной поддержки регионов у Белого дома не остается.
Кроме того, правительству придется предоставлять по аналогии с 2008-2009 годами большие объемы госгарантий частному сектору и существенно тратить ресурсы Фонда национального благосостояния.
Наконец, поддержание курса на уровне 51 рубль за доллар при докапитализации банков через АСВ на 1 трлн рублей и требующейся масштабной поддержке ВЭБу (на уровне 200-300 млрд рублей) исполнимо только при введении в РФ в 2015 году элементов валютного контроля, считает издание.
При этом проектировки бюджета на 2015-2017 годы пока не учитывают угрозу утраты Россией инвестиционного уровня кредитного рейтинга. Если это произойдет, Кремлю, ЦБ и Белому дому придется уже в январе обсуждать ради бюджетной стабильности, например, обязательную продажу валютной выручки.