Российское издание журнала Forbes впервые включило совладельца "Сибура" Кирилла Шамалова в свой традиционный рейтинг "Короли госзаказа". 33-летний Шамалов, предполагаемый зять президента РФ Владимира Путина, в рейтинге занял четвертое место с суммой господрядов "Сибура" на 148,8 млрд рублей.
В июле, отмечает издание, одна из структур "Сибура", "НИПИгазпереработка", подписала договор с "Газпромом" на строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) за 790,6 млрд рублей. Более крупного подряда на портале госзакупок за все годы его существования не нашлось.
По оценке Forbes, Кирилл Шамалов входит в число российских миллиардеров c состоянием не менее 1,2 млрд долларов.
Долларовым миллиардером Кирилла Шамалова сделала продажа 10% компании "Сибур" китайской госкомпании Sinopec. На момент сделки с Sinopec Шамалову принадлежало 21,3% "Сибура", еще 50,02% было у Леонида Михельсона, 15,3% - у Геннадия Тимченко. По словам источника, бизнесмен продал Sinopec менее 1%.
В ноябре прошлого года агентство Reuters сообщило, что Кирилл Шамалов с 2013 года женат на занимающей посты генерального директора организации "Иннопрактика" и проректора МГУ им. М.В. Ломоносова Катерине Тихоновой, которая якобы является дочерью президента Владимира Путина.
Комментируя информацию о Тихоновой на большой пресс-конференции в середине декабря, глава государства отказался дать прямой ответ на вопрос, его ли это дочь, ограничившись замечанием, что он гордится своими дочерьми, которые продолжают учиться, свободно говорят на трех европейских языках и "делают первые шаги в своих карьерах", добиваясь успехов.
В декабре Reuters опубликовало расследование о Шамалове "Товарищеский капитализм: человек женился на дочери Путина и потом разбогател".
По данным агентства, в последующие полтора года после женитьбы Шамалова состояние бизнесмена начало стремительно расти - он приобрел долю в "Сибуре", оценивавшуюся в 2,85 млрд долларов.
Шамалов пришел в "Сибур" в 2008 году после работы в "Газпроме", "Рособоронэкспорте", "Газпромбанке" и аппарате правительства. Первые 4,3% нефтехимической компании он приобрел в 2011-2013 годах в рамках опционной программы для менеджеров "Сибура".
Первым среди "королей госзаказа" этого года оказался Аркадий Ротенберг, сумма господрядов которого составила 555,5 миллиарда рублей. Заказы на эту сумму получила его компания "Стройгазмонтаж", которой он сам единолично владеет. Шесть подрядов "Стройгазмонтаж" получил без конкурса. Среди крупных проектов компании оказался контракт на строительство Керченского моста и "Силы Сибири".
Второе место занял Леонид Михельсон, которому принадлежит 43,55% "НИПИгазпереработка". Он получил господрядов на 344,3 миллиарда рублей. Его структура получила заказ от "Газпрома" на строительство Амурского газоперерабатывающего завода.
Геннадий Тимченко (59,85% ОАО "Стройтрансгаз", 31,5% ЗАО "Стройтрансгаза" и 13,3% "НИПИгахпереработка") оказался на третьем месте с подрядами на 161 миллиарда рублей. Его структуры получали заказы от "Газпрома", Минтранса и ФКС.
Последнее, десятое место досталось Александру Лавленцеву (35,9 миллиарда рублей), основанная им компания АРКС выигрывала тендеры на строительство в Москве.
Всего участники рейтинга получили без конкурса заказов более чем на 1 трлн рублей. В конце 2015 года Счетная палата подвела предварительные итоги исполнения бюджета: на 17,6 процентного пункта выросли закупки у единственного поставщика, достигнув 39% от всех господрядов. Среди крупнейших закупок государства и госкомпаний эта доля значительно выше, отмечает российский Forbes.
В Кремле заявили, что знакомы с публикацией журнала, посвященной бизнесменам, получающим, по данным издания, крупнейшие подряды в рамках госзаказа, передает ТАСС. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Он подчеркнул, что "госзаказ - это процесс не произвольный, а строго регламентированный", который осуществляется "на основе четко определенных правил и в строгом соответствии с законодательством".
"За соблюдением законодательства, безусловно, осуществляют контроль соответствующие структуры - это и прокуратура, и правоохранительные органы. Поэтому, из этого мы исходим", - заключил президентский пресс-секретарь.