Новый министр экономического развития Алексей Улюкаев, назначенный на должность 24 июня, уже рассказал президенту Путину о своих планах. Улюкаев заявил, что его основной приоритет - создание условий для частных инвестиций. В числе своих краткосрочных задач глава МЭР назвал увод страны от рецессии, а обязательства государства перед обществом пообещал выполнять "не штурмовщиной", а понятными и эффективными стимулами.
Финансист из Центробанка пришел в правительство заниматься экономическим ростом, а экономист, много лет занимавшаяся проблемами роста, - Эльвира Набиуллина возглавила Центробанк, - наблюдатели ищут логику в этих перестановках, произведенных президентом Владимиром Путиным. С обзором прессы на эту тему знакомят "Заголовки".
Власти понадобился "пожарный" на случай рецессии
Путин принял соломоново решение: одновременно укрепить позиции сторонников двух противоположных подходов к стимулированию экономического роста. Теперь он будет жонглировать ими в зависимости от изменения ситуации, считает Slon.ru.
Улюкаев, пишет издание, гуру российской денежно-кредитной политики, фигура, которой инвестиционное сообщество доверяет практически без оглядки. Если бы не отсутствие у него тесных персональных связей с Путиным, его можно было бы легко назвать "вторым Кудриным" (Улюкаев четыре года проработал его замом в Минфине) из-за схожести позиций.
Его назначение идет вразрез с последними тенденциями в российской политической жизни, где сейчас есть спрос на "хозяйственников", готовых тратить миллиарды на государственные мегапроекты. Сам Путин показал пример: он объявил, что 450 млрд рублей из ФНБ будет направлено на поддержку инфраструктурных проектов.
Улюкаев власти понадобился как "пожарный" на случай рецессии и финансово-экономического кризиса, считает издание. Но при этом зачем-то Кремль пытается возложить ответственность за экономический рост на ЦБ. Главный инструмент ЦБ - кредитно-денежная политика, или собственно рубль. Ронять рубль сегодня выгодно экспортерам сырья. По слухам, Андрея Белоусова поднял в Кремль глава "Роснефти" Игорь Сечин: теперь уже бывший министр экономики безуспешно пытался доказать в пятницу на сессии Сбербанка в рамках ПМЭФ, что рост тормозится из-за сильного рубля.
Возврат от планирования к развитию
Глава Минэкономики с поставленной задачей восстановления экономического роста будет вынужден справляться в условиях и фактической стагнации промышленного роста, и низкой конъюнктуры рынков, и сокращения госрасходов, и отказа Белого дома от быстрой приватизации, и активности лобби сырьевых экспортеров, ориентирующихся скорее на программу Андрея Белоусова, чем на дерегулирование и жесткую денежно-кредитную политику, считает "Коммерсант".
Пожалуй, ни один министр экономики России с начала 1990-х не приходил в исполнительную власть, в которой так много его единомышленников, с таким букетом стартовых проблем и ограничений.
Новому министру предстоит восстановление и Минэкономики, и его позиций в Белом доме. С уходом Эльвиры Набиуллиной в Кремль в мае 2012 года экономическое ведомство под руководством Андрея Белоусова начало движение от "министерства экономического регулирования" к "министерству экономического планирования и прогноза".
Значительную часть полномочий у Минэкономики уже перетянули на себя вице-премьеры - и куратор промышленности Аркадий Дворкович, и первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Рецессию уже ничто не остановит
Если рецессия должна начаться через три месяца, ее уже ничто не остановит, так что никакие спасательные меры не имеют особого смысла, утверждает в "Ведомостях" директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: "Представьте, асфальтоукладчик катится с горы, а вы пытаетесь его остановить ломом - в такой позиции сейчас находится Улюкаев".
Улюкаев - приверженец жесткой монетарной политики, но одновременно его нельзя назвать противником любого госвмешательства, считает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: "Он, например, ратует за инвестирование средств фонда национального благосостояния в инфраструктурные проекты". Никакой рецессии нет, уверена Цепляева, есть эффект высокой базы - из-за предвыборной стимуляции экономики.
Минэкономразвития вряд ли сможет значительно повлиять на инвестиционный климат, скептичен Алексашенко, он "гораздо больше зависит от судебной системы и правоохранительных органов". Количество проверок, издержки на документооборот - все это регламентирует министерство и все это также усложняет жизнь бизнеса, так что есть пространство для реформ, возражает Цепляева.
Министр для секвестра
Вскоре после назначения Улюкаева на должность министра экономического развития, премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о сокращении бюджетных расходов. В 2014 году их планируется сократить на 400 млрд рублей до 13,8 трлн рублей.
"В нынешних непростых условиях требуется концентрация средств на ключевых программах и, что всем очевидно, хотя и болезненно, оптимизация расходов", - заявил премьер, пообещав не трогать социальные расходы, а также найти средства на инфраструктурные проекты. Эти средства уже нашли, считает Forbes.ru: государство готово потратить до половины ФНБ.
Перед Улюкаевым будет стоять задача обеспечить эффективность и возвратность этих инвестиций. Отношение же Улюкаева к накоплениям в резервных фондах согласуется с новыми веяниями. В 2012 году в своей статье, опубликованной в газете "Ведомости", писал, что надо зафиксировать размер резервных фондов, а излишки раздавать населению в виде налоговых возвратов. Иными словами - потратить, что сейчас и планирует сделать государство.
Взгляды Улюкаева на экономику сегодня совершенно не модные с точки зрения политической конъюнктуры: он любит рассуждать о слишком централизованном государстве, открыто критикует "вертикаль власти". А еще он пишет стихи. В феврале 2012 года в издательстве "Время" у него даже вышла книга стихов "Чужое побережье".
"Люди, которые будут читать мою книгу, искать в интернете мои стихи, прежде всего, интересуются не мной как поэтом, а странным, с их точки зрения, сочетанием: как это - начальник, а вдруг человек. Так он человек, что ли? Люди относятся к начальнику не как к человеку, а как к функции. Улюкаев - это функция, он что-то там с деньгами делает. От него не ждешь ничего человеческого, а тут раз - и поэт", - рассказывал тогда Улюкаев.
...В меру пьян, в меру молод, ну, склонен чуток к полноте. В должностях преуспел, и успехом горжусь, и надеюсь На дальнейшее. Женщины прям-таки льнут. Слава, деньги, охота, рыбалка, домашний уют... Что еще?.. Я стою перед зеркалом. Бреюсь.
Так говорит о себе лирический герой нового министра экономического развития (стихотворение "Беззубый"), цитата по РБК daily. Другое его стихотворение могло бы стать эпиграфом к его работе в новой должности:
Мчим с мужиками дергануть по банке. Потом деньгу бы надо зашибить: Стремимся в банк и матереем в банке. Чины чинить, заборы городить, Петлицу подставлять для ордена, медали... И вдруг как по башке дубиной - хвать! Да мы почти что все прос**ли! Вот тут и начинаешь начинать.