Акции "Газпром нефти" утром 25 марта взлетели на 30% и достигли цены 112 рублей за штуку на новостях о выкупе 20% бумаг компании "Газпромом" у итальянской Eni за счет кредитов госбанков.
Рывок случился после того, как стало известно, что "Газпром" исполнит опцион на выкуп у Eni 20% акций "Газпром нефти" и контрольных пакетов в газодобывающих предприятиях "Арктикгаз" и "Уренгойл" за счет кредитов Сбербанка, Газпромбанка и Россельхозбанка. 24 марта председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и глава итальянского концерна ENI Паоло Скарони провели об этом переговоры в Москве.
Как сообщают "Ведомости", Сбербанк предложил 2 млрд евро, по 600 млн евро - Газпромбанк и Россельхозбанк, всего на исполнение опциона нужно 5,5 млрд долларов. О сделках планируется объявить 6-7 апреля, когда в Москву приедет итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Активы достались итальянским компаниям два года назад в ходе распродажи активов ЮКОСа. Сам "Газпром" на торги не пошел, опасаясь юридических рисков. В итоге лот с "Газпром нефтью", "Арктикгазом" и "Уренгойлом" купили Eni и Enel. Первая заплатила за долю в нефтяной компании 3,7 млрд долларов, а газовые активы Eni и Enel оплатили вместе, потратив 2,1 млрд. Тогда же "Газпром" договорился, что сможет выкупить в течение двух лет часть активов.
С началом кризиса капитализация "Газпром нефти" постоянно снижалась. Расходы на покупку этого пакета даже не были заложены в бюджет монополии на этот год. У "Газпрома" и так квалифицированное большинство в "Газпром нефти", а итальянская компания никогда не вмешивалась в оперативное управление, ее представители даже ни разу не присутствовали на очных советах директоров "Газпром нефти".
Консолидация 100% акций нефтекомпании позволит "Газпрому" по своему усмотрению распоряжаться доходами от реализации нефти, считает "Коммерсант".
Поэтому монополия все-таки выкупит акции дочерней "Газпром нефти". Источник издания, близкий к совету директоров монополии, уточнил, что на этой неделе совет директоров "Газпрома" в заочной форме голосует по данному вопросу и у него "нет сомнений, что решение будет положительным".
Бизнес итальянского нефтегазового концерна в России так и не набрал обороты. ENI выкупила у Enel весь пакет "Газпром нефти" (всего 20%), но так и не оформила на "Газпром" лицензии на разработку нефтегазовых месторождений в Ливии, хотя лично господин Скарони ранее обещал продать российской монополии половину своей доли (66%) в месторождении Elephant.
Кроме того, в ачимовские залежи Уренгойского месторождения, лицензия на которые принадлежит консорциуму итальянцев, не вкладывались значительные средства. "Газпрому" так и не удалось создать СП с ENI для работы на итальянском рынке или купить долю в энергетическом подразделении ENI Power, а также акции компании Snam Rete Gas, контролирующей газотранспортную систему Италии.