Госдума одобрила в первом чтении законопроект о запрете для чиновников и депутатов выражения стоимости в иностранной валюте - в Совете Федерации полагают, что особой пользы это не принесет, но и вредно не будет. Вытеснять доллар важно не из речевого оборота, а из денежного, считают сенаторы, тогда и россияне забудут название американской валюты.
"Любой экономист, да и не только экономист, знает, что укрепление рубля зависит от экономических постулатов", - заметил председатель комиссии по естественным монополиям Михаил Одинцов. В качестве примера Одинцов привел ситуацию конца 1990-х, когда по словам сенатора, правительство безрезультатно пыталось укрепить "деревянный" рубль.
"Со временем рубль сам перестал быть "деревянным" благодаря экономической стабильности", - цитирует Одинцова ИТАР-ТАСС.
И тем не менее лишний запрет не помешает, считают сенаторы. "Определенную логику запрещений использовать в официальной кредитно-финансовой системе термины, обозначающие инвалюту и так называемые "у.е.", есть", - говорит Одинцов.
Дело здесь, по мнению представителям Совета Федерации, даже не в экономике, а в патриотизме и уважении к экономике собственной страны, ибо, когда происходит стабилизация рубля и население в основном ведет расчеты и хранит свои сбережения в рублях, "некорректно в официальной финансовой системе употреблять другую валюту", - пояснил Одинцов.
С этим мнением согласен и зампредседателя Комитета по природным ресурсам Василий Дума. "Изъять слово оборот из оборота - не главное, главное в том, как позиционируется национальная валюта в наших экономических планах и как к ней относятся люди, ответственные за ее укрепление", - подчеркнул он. Нужно, по его мнению, думать, "как сделать рубль сильным и желанным в мире, как сделать его действительно конвертируемым".
Председатель Комитета по промышленной политике Валентин Завадников считает, что рублю поможет только рынок - по его мнению подобные "словесные" инициативы, "не имеют отношения к реальному укреплению рубля, которого можно добиться только при полном переводе нашего хозяйства на рыночные рельсы".
Таким образом, подавляющее большинство сенаторов признает, что рублю запрет на использование названий конкурентов не поможет. По всей видимости, запрет призван поднять моральный дух чиновников, депутатов и простых граждан, укрепить патриотизм. Зампредседателя комитета по экономической политике Владимир Гусев говорит, что видит "пользу в этом запрете - с точки зрения патриотизма". Запрет, по его словам, "полезен, поскольку к своей денежной единице нужно относиться с большим уважением, чем это делается сейчас". Хотя и он признает, что укреплению рубля "служат совсем другие факторы - хорошо работающая экономика, обеспеченность и правильное распоряжение ресурсами".
За рубежом, где борьба за патриотизм распространена не меньше, чем в России, с пониманием смотрят на усилия российских парламентариев. Так, немецкая газета Frankfurter Allgemeine, рассказывающая своим читателям об этой законодательной инициативе, сравнивает ее с борьбой некоторых немцев за чистоту языка от заимствованных англицизмов (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Кроме того, немецкие журналисты предлагают российским депутатам и свои идеи относительно величины штрафа за использование "инвалютной лексики". Автор статьи пишет: "Размер штрафа пока не установлен. Сколько будет стоить, к примеру, Владимиру Путину или члену кабинета министров употребление плохого слова на букву "Д"? Наше предложение: пять долларов в кассу кафе".