"Роснефть" окончательно раскрыла схему финансирования покупки "Юганскнефтегаза", опубликовав остававшиеся непроясненными детали в годовом отчете. Из годового отчета госкомпании "Коммерсант" делает вывод, что "Роснефть", скорее всего, принимала активное участие в финансировании ООО "Байкалaфинансгруп". накануне аукциона по "Юганскнефтегазу" (ЮНГ) 19 декабря 2004 года. "Роснефть", похоже, помогла БФГ заплатить залог в 49,35 млрд рублей для участия в торгах. А "Ведомости" добавляют, что решения по кредитам на общую сумму в 9,35 млрд долларов принимались с нарушениями, что грозит "Роснефти" судебными исками от ЮКОСа и кредиторов.
Аналитикам сразу было ясно, что у компании не было на это средств, руководство "Роснефти" не раскрывало источники финансирования, ссылаясь на "коммерческую тайну". И лишь в начале июня в отчете по стандартам US GAAP "Роснефть" сообщила, что для оплаты "Юганска" компания привлекла 6,1 млрд долларов через продажу краткосрочных векселей и получила кредит неких госбанков на 1,8 млрд долларов под 8% годовых. Большая часть выпущенных векселей — на сумму 5,3 млрд долларов — скорее всего была куплена Внешэкономбанком (бумаги на эту сумму отражены в его балансе) и вскоре была погашена за счет привлеченного "Роснефтью" в январе 6-миллиардного кредита. Об этом компания также рассказала в консолидированной отчетности. Но не назвала ни держателя оставшихся векселей на 800 млн долларов, ни госбанк, одолживший ей 1,8 млрд.
Эта информация появилась лишь в годовом отчете "Роснефти". Банком этим оказался Сбербанк. Как говорится в отчете, "Роснефть" выступила поручителем по кредитам Сбербанка, предоставленным неким ООО "Малена", "Флоренсан" и "Камелия" на общую сумму 34 млрд руб. Кроме того, сама "Роснефть" получила от того же Сбербанка кредит на 16 млрд рублей. Представители "Роснефти" вчера категорически отказались обсуждать взаимоотношения компании с тремя ООО, а также рассказать, когда именно были заключены кредитные договора со Сбербанком. По всей видимости, все 50 млрд рублей были заняты у банка для того, чтобы оплатить участие БФГ в аукционе по ЮНГ - его условия требовали внесения залога в 49,35 млрд руб. Таким образом, БФГ участвовала в аукционе в интересах "Роснефти", делает вывод "Коммерсант".
"Роснефть" объявила о покупке БФГ 22 декабря, через три дня после того, как ООО выиграло аукцион по ЮНГ, предложив за него 9,35 млрд долларов. 31 декабря БФГ полностью оплатила покупку ЮНГ. Все средства БФГ предоставила "Роснефть" в виде беспроцентных займов. Большую часть этих средств компания получила от своих дочерних структур – "Пурнефтегаза", "Сахалинморнефтегаза", "Ставропольнефтегаза", "Краснодарнефтегаза" и "Северной нефти". Всего дочерние структуры "Роснефти" одолжили материнской компании 6,7 млрд. 5,3 млрд долларов из этих денег были получены дочерними подразделениями госкомпании от продажи векселей некоему ООО "Трейд-экспресс". Информацию о том, в чьих интересах действовало это ООО и откуда оно взяло 5,3 млрд долларов, до сих пор скрывают как в "Роснефти", так и в правительстве России.
Интересно, что совет директоров госкомпании узнал об этих сделках почти два месяца спустя. Хотя все это крупные сделки, для заключения которых требуется согласие совета, директорам пришлось соглашаться постфактум, 21 февраля 2005 года. Тогда же совет определил и цену крупных сделок.
Члены совета директоров "Роснефти" отказались комментировать нарушение процедуры одобрения сделок. Между тем это дает возможность заинтересованным лицам - миноритариям "дочек", государству, ЮКОСу, контрагентам и кредиторам - судиться с госкомпанией и ее "дочками", указывают "Ведомости".