ЮКОСу осталось жить меньше месяца. 20 декабря на совете директоров компании будет решено, по какому пути исчезновения пойдет компания: банкротство или ликвидация.
Вчера поздно вечером источник в совете директоров компании заявил "Интерфаксу", что в повестке дня к собранию акционеров ЮКОСа, назначенному на 20 декабря, осталось лишь два пункта: либо одобрение банкротства, либо одобрение ликвидации. Директора посчитали, что рассматривать антикризисный план уже нет смысла. В пятницу утром эта информация подтвердилась после публикации пресс-релиза ЮКОСа. Фактически менеджеры признали: после того, как 19 декабря пройдут торги по "Юганскнефтегазу", спасти ЮКОC не сможет уже ничто.
Правление попытается сохранить хотя бы минимальную часть оставшегося имущества для акционеров, начав процедуру ликвидации или банкротства холдинга. В случае банкротства государство перестает быть кредитором первой очереди у ЮКОСа, и его акционеры сохранят хоть какие-то свои активы. Однако, как считает "Время новостей", вряд ли власти позволят владельцам опальной компании воспользоваться такой возможностью.
Примечательно, что правление ЮКОСа уже попыталось обезопасить себя от возможных последствий объявления о банкротстве. Четверо из шести его членов уже бежали за границу и пока возвращаться не собираются.
Вчера The Financial Times сообщила, что в Лондон уехали председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди и финансовый директор компании Брюс Мизамор, заявивший газете, что "не собирается жертвовать своей жизнью в политических целях" и не вернется в Москву, пока не получит гарантий "свободы и безопасности". По информации Прайм-ТАСС, в Лондоне также находятся первый вице-президент ЮКОСа Анатолий Трушин и старший вице-президент Александр Темерко, которые тоже возвращаться не собираются.
После того как топ-менеджеры ЮКОСа покинули Москву, российские власти могут посчитать, что они имеют законные основания для введения в компании внешнего управления, заявил газете Herald Tribune Джеймс Фенкнер, глава московского инвестиционного банка "Тройка Диалог".
"Время новостей" отмечает, что сообщения об обысках и арестах среди руководителей компании начали появляться две недели назад, как раз после объявления о возможном банкротстве. За решетку попал заместитель управляющего делами "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин, кроме того, суд санкционировал арест старшего юриста ЮКОСа Дмитрия Гололобова, который предусмотрительно покинул страну еще полтора месяца назад.
Пока в Москве остаются два члена правления ЮКОСа - Петр Золотарев, исполняющий обязанности президента ЮКОС РМ (переработка и сбыт), и президент ЮКОС ЭП (разведка и добыча) Юрий Бейлин. При этом Золоторев уже написал заявление об уходе.
The Financial Times, рассуждая о ЮКОСе, отмечает, что в четверг курс акций нефтяной компании впервые за четыре года упал ниже доллара за штуку. "Акции крупнейшего российского производителя нефти, кажется, приближаются к концу необычного путешествия, на пике которого они стоили 15,59 доллара", - пишет газета в статье "Полный круг политических интриг", перевод которой публикует сайт Inopressa.Ru. Откровенно политически мотивированная кампания российских властей против ЮКОСа и Ходорковского привела к тому, что долгов у некогда могущественной компании стало больше, чем активов, констатирует FT. "Все размышляют, кто будет следующим", - заявил газете менеджер одного западного фонда.
В пятницу пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил, что "корпоративное руководство компанией осуществляется в штатном режиме", не уточнив, что он имеет в виду. "Все правление работает в штатном режиме, и, соответственно, все корпоративное руководство тоже осуществляется в штатном режиме", - так Шадрин ответил на вопрос РИА "Новости" о том, вернется ли руководство компании в Россию к 20 декабря, когда пройдет собрание акционеров ЮКОСа.