"Роснефть" все же решила расплатиться с западными банками по гарантиям "Юганскнефтегаза" за его прежнего хозяина - ЮКОС. Госкомпания готова отдать 470 млн долларов - остаток по кредиту, взятому ЮКОСом под гарантии "Юганскнефтегаза".
Эксперты, опрошенные "Ведомостями", уверены, что "Роснефть" согласилась заплатить за хорошие отношения с западными банкирами в преддверии публичного размещения акций.
ЮКОС перестал платить по кредитам в декабре 2004 года. В январе банки потребовали от нового собственника "Юганска" — "Роснефти" погасить оставшуюся часть долга по кредиту на 1 млрд долларов. Сначала "Роснефть" наотрез отказалась платить. Банкиры в ответ пригрозили судами и кросс-дефолтом по кредитам самой госкомпании. Дело в том, что, набрав долгов, "Роснефть" нарушила условия прежних кредитов на 1,66 млрд долларов. А часть банков, которым был должен ЮКОС, кредитовали и саму "Роснефть", т. е. могли сразу потребовать свои деньги и от нее.
Позже госкомпания стала сдавать позиции: сначала просила банки подождать, а потом решила заплатить им проценты за ЮКОС. Банкиры согласились временно изменить условия кредитов, которые были нарушены. Взамен "Роснефть" обязалась до конца года уладить вопрос с налоговыми долгами "Юганска" и гарантиями, которые он выдал.
Наконец "Роснефть" урегулировала все вопросы с кредиторами, рассказали несколько западных банкиров и менеджеры госкомпании. Госкомпания согласилась заплатить за ЮКОС оставшуюся непогашенной часть 1-миллиардного кредита, взятого ЮКОСом - 473 млн долларов на конец первого полугодия 2005 года. А вот гарантии по второму кредиту на $1,6 млрд госкомпания пока исполнять не намерена, заявил "Ведомостям" источник, знакомый с планами "Роснефти".
"Роснефти" важно сохранить хорошие отношения с банками, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. У компании большие краткосрочные долги (3,8 млрд долларов на конец первого полугодия) и ей нужно иметь возможность при необходимости быстро перекредитоваться. Сейчас "Роснефть" привлекает у группы западных банков кредит на сумму около 1 млрд долларов для оплаты нескольких покупок и покрытия кассового разрыва. А если бы компания отказалась платить по гарантиям, не только вновь возникла бы угроза предъявления кредитов к досрочному погашению, но были бы затруднены и переговоры по привлечению новых займов.