27 ноября в Минске пройдет саммит межгосударственного совета "ЕврАзЭС" и встреча лидеров стран, вошедших в Таможенный союз. Президенты России, Казахстана и Белоруссии на открывающемся саммите утвердят единый таможенный тариф и меры нетарифного регулирования, примут Таможенный кодекс, который заменит национальные таможенные кодексы, пишет газета "Ведомости".
Саммит начинает работу на фоне продолжающихся трений между Россией и Белоруссией. Общение в начале недели Медведева с белорусскими СМИ Лукашенко назвал "бессмысленным мероприятием". Ряд недавних заявлений Минска вызвал недовольство в руководстве Госдумы, в частности председателя Бориса Грызлова, говорит источник, близкий к руководству "Единой России". По его словам, было решено по минимуму освещать вчерашнюю встречу представителей парламентов Союзного государства, а Грызлов отказался от брифинга по ее итогам.
Тем не менее, 18 ноября на саммите Россия - ЕС Медведев признался, что существует дилемма, "будет ли это происходить в рамках какого-то единого процесса присоединения нашего (Таможенного) союза или мы это сделаем сепаратно, отдельно, но согласовав предварительно позиции с нашими партнерами по Таможенному союзу". Медведев добавил, что выберет кратчайший путь. Тогда же один из членов российской делегации предположил, что 27 ноября этот вопрос решится.
Вопрос о сценариях вступления в ВТО стоит отдельным пунктом повестки саммита, подтвердил кремлевский чиновник. А его коллега дал понять, что переговоры по Таможенному союзу идут не совсем гладко.
Это подтверждает российский чиновник, находившийся в Минске на трехстороннем совещании. Разговор был на уровне вице-премьеров и шел на повышенных тонах, сказал участник встречи, не раскрыв сути противоречий.
Спорных вопросов очень много, говорит другой российский чиновник: это, например, пошлины на ввоз иномарок, более высокие в России, что ухудшает ситуацию в Белоруссии. И более высокий в Белоруссии уровень государственной поддержки экономики, что осложнит для нее и ее партнеров вступление в ВТО.
Несмотря на единые таможенный кодекс и таможенный тариф, неизбежны изъятия, исключения для каждой из стран, констатирует Алексей Портанский из Института торговой политики ГУ-ВШЭ; вообще в документах Таможенного союза много серых зон и неясностей. Проблема еще и в том, что не так давно принятый с учетом вступления в ВТО российский Таможенный кодекс гораздо качественнее, чем союзный кодекс, некоторые положения которого не вполне соответствуют нормам ВТО.
Из слов Медведева, по мнению Портанского, очевидно, что страны будут вступать в ВТО поодиночке, вопрос лишь в том, будет ли синхронизация по времени. Но все идет к тому, что не будет: та же Белоруссия еще даже не приступала к процессу двухсторонних переговоров по ВТО.