В последние месяцы центробанки многих стран заявляли о готовности диверсифицировать валютные резервы. Это воспринималось рынками как намерение сократить долю долларовых активов, и курс доллара падал.
В конце 2004 года зампред Банка России Алексей Улюкаев заявил о возможном увеличении доли евро в золотовалютных резервах. В конце февраля с подобной идеей выступил Банк Кореи, а в марте настала очередь премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми, который сказал парламентариям, что стране необходимо диверсифицировать валютные резервы. Такие заявления приводили к немедленному и довольно резкому падению курса доллара.
Центробанки, накопившие больше резервов, чем нужно с рациональной точки зрения, становятся активными участниками рынка: они постепенно превращаются в управляющих. Мировые центральные банки накопили уже 3,4 трлн долларов резервов. Аналитики Merrill Lynch оценивают избыток резервов в 1,5 трлн долларов.
Излишек резервов приводит к возникновению "нового класса валютных инвесторов - это центральные банки", говорит Алекс Пэйтелис, старший валютный аналитик Merrill Lynch. Как отмечают "Ведомости", большой объем низкодоходных долларовых активов, стоимость которых к тому же тает из-за снижения курса доллара, начинает надоедать банкирам. Некоторые банки стали выделять часть резервов для более активного управления ими. Например, из 100 млрд франков (84,2 млрд долларов), которыми располагает ЦБ Швейцарии, 30 млрд франков могут быть инвестированы в более рискованные активы, включая корпоративные облигации и акции, и не только американские.
Правительство Южной Кореи объявило о намерении создать Korea Investment Corporation (KIC). Правительство намерено использовать валютные резервы, превышающие 200 млрд долларов, более эффективно, говорит замминистра финансов Кореи Чин Донг Со.
Более активное управление резервами может существенно изменить расклад на финансовых рынках. "Поскольку большинство центробанков держат свои резервы в долларах, диверсификация означает: продавай доллары, покупай евро и иены", - поясняет Боб Принс, директор по инвестициям Bridgewater Associates. По его расчетам, если центробанки перестанут покупать доллары, доходность казначейских облигаций США может повыситься с сегодняшних 4,5% годовых до 6%, а курс доллара упадет примерно на 30%.
Аналитики, правда, отмечают, что центробанки боятся оказать себе медвежью услугу и процесс перевода средств из казначейских облигаций США в другие американские и не американские активы будет медленным. Если это делать резко, стоимость инвестиций банков в активы США упадет вместе с долларом, они рискуют подорвать спрос на свой экспорт на главном рынке - американском и спровоцировать политический отпор.