Добыча газа в Ямбурге, а это около половины произведенного "Газпромом" газа, каждый год сокращается на 15%. Напор в верхних газоносных слоях уренгойского месторождения после 30 лет разработки также уменьшается. Газовому гиганту придется осваивать полуостров Ямал, что может стоить около 70 млрд долларов.
Никто не может оставаться в Ямбурге дольше 2 месяцев. В этой глуши люди заболевают. Здесь инженеры из компании Wintershall AG осваивают самое большое месторождение природного газа в мире. Без сибирского газа система энергоснабжения Германии давно бы уже перестала функционировать, пишет Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru).
Самый короткий день длится 1 час и семь минут. В западносибирском газопромысловом городе Ямбурге температура ночью опускается до минус 57 градусов. При температуре ниже 40 градусов работать нельзя, и газпромовским рабочим не нужно возвращаться в занесенную снегом тундру к буровым установкам, газовым факелам, покрытым льдом насосным и компрессорным станциям.
"Мы бы могли продолжать работать, - говорит инженер Виталий Попов (32 года). - Но материалы не выдерживают таких температур. Металл становится ломким".
В Западносибирской низменности вокруг рабочих городов Новый Уренгой и Ямбург расположены самые крупные месторождения природного газа в мире. Горючее, которое использует половина немецких домохозяйств для отопления и готовки, а электростанции - для производства энергии, добывают с большой глубины, очищают на фабриках, подвергают обработке, конденсируют и по трубопроводу длиной 5 тысяч километров транспортируют на запад.
Требуется 7 дней, чтобы газ из ледяной тундры дошел до конечных пунктов приема - в Вайдхаусе в Баварии и во Франкфурте-на-Одере в Бранденбурге. Оттуда немецкие компании-импортеры, такие как Eon-Ruhrgas, Wintershall или EWE-VNG, поставляют его дальше на заводы, фабрики и в частные хозяйства.
В Ямбурге почва промерзает на 500 м вглубь. Зима длится 253 дня. Когда в течение короткого лета температура на несколько дней резко поднимается на 36 градусов, местность превращается в болото. Поэтому все постройки в Ямбурге стоят на сваях: 6 многоэтажных жилых блоков, рассчитанных на 1300 рабочих каждый, одна гостиница, одна пивная, 2 бара, церковь святого Иоанна с золотой башенкой-луковкой. Дома покрашены в красный и зеленый цвет, чтобы жители не ослепли от сплошной белизны.
"Зачем мне уезжать отсюда?" - задается вопросом инженер Попов. Он зарабатывает 35 тысяч рублей в месяц. Это в 3 раза больше, чем на Большой земле". Так Попов и его коллеги называют остальную часть России и остальной мир: для них их вторая сибирская родина, расположенная в 3000 км к северо-востоку от Москвы и в 180 км севернее полярного круга, подобна одинокому острову.
Жителям Ямбурга, а их 14 тысяч, запрещено находиться в их городе более 2 месяцев подряд. "Газпром" регулярно в обязательном порядке отправляет своих газовиков в принадлежащие концерну санатории на Черном море. Потому что однообразная бескрайняя тундра с ее белыми снежными просторами, сливающимися с небом так, что глазу даже не на чем задержаться, может довести человека до безумия. Из-за постоянной нехватки света у рабочих часто появляются проблемы с кровообращением и желудком, со зрением, случаются депрессии.
И тем не менее: "У меня нет причины завидовать кому бы то ни было, - говорит Попов, который только что вернулся из Турции. - Если мне станет тяжело, я в любой момент могу сесть на самолет и улететь в любой уголок мира".
Рабочим "Газпрома" требуется 2 часа, чтобы на транспортном вертолете МИ-17 добраться из своего города-спутника до следующего поста цивилизации на юге - города Новый Уренгой с населением 100 тысяч человек, где есть аэродром, кинотеатр, концертный зал, спортклуб и торговый центр под названием "Белые ночи". Ночью здесь тоже так холодно, что людям приходится оставлять машины с включенным мотором, иначе они утром не смогут их завести.
Новый Уренгой - большой город на территории Полярного круга, арктической области, оторванной от Большой земли. Эта одинокая метрополия является столицей газовой промышленности, пишет издание.
Свое название и значение город получил от ненцев. Эти кочевники-оленеводы 35 лет назад обратили внимание русских геологов на необычный феномен в этой части тундры: на участке земли площадью около 6000 квадратных километров росли только лиственницы с кривыми стволами, а олени не хотели здесь пастись, иногда даже погибали. Ненцы назвали это место "Уренгой", что означает "мертвая земля". Геологи выяснили, что чувствительных оленей отпугивал природный газ, который летом поднимался из болотистой почвы.
В 1966 году Министерство нефтегазовой промышленности отправило в тундру бригаду Владимира Полупанова с заданием пробурить пробные скважины. Полученные результаты вызвали нечто вроде золотой лихорадки, в разработку области были вложены миллиарды. Юные комсомольцы из бригады Полупанова обнаружили самое большое месторождение газа в мире, шириной 60 км и длиной 200 км с объемом газа 7 млрд кубометров! Одно это месторождение содержало газа больше, чем все запасы США вместе взятые.
Сейчас в городе Новый Уренгой, построенном прямо на этом огромном месторождении, в отделанном зеркальным стеклом высотном здании находится представительство фирмы ООО "Ямбурггаздобыча", одной из важнейших региональных компаний "Газпрома". Генеральный директор Олег Андреев, моложавый мужчина лет 45, является начальником более 16 тысяч рабочих, которые из 1700 источников природного газа, расположенных поблизости, осуществляют около половины добычи "Газпрома".
Андреев обеспокоен. Производство в Ямбурге каждый год сокращается на 15%. Скоро месторождение будет исчерпано. Напор в верхних газоносных слоях уренгойского месторождения после 30 лет разработки также уменьшается.
"Скоро нам придется осваивать полуостров Ямал, что может стоить около 70 млрд долларов, - говорит Андреев. - И мы должны добраться до более глубоко расположенных месторождений".
У менеджера по региону не так много времени, так как у сидящего в Москве шефа "Газпрома" Алексея Миллера, чтобы строить грандиозные планы. Миллер хочет сделать "Газпром" самым большим энергетическим концерном в мире. Танкеры должны поставлять на американский рынок сжиженный газ. Растущую потребность Европы в энергии Миллер также хочет удовлетворить с помощью природного газа: с этой целью он готов пойти на миллиардные затраты и пустить новый трубопровод по дну Балтийского моря из Санкт-Петербурга в Грайфсвальд (Германия).
Миллер сможет осуществлять поставки, только если западные концерны предоставят ему свежие капиталы и технические ноу-хау для разработки более глубоко расположенных газовых месторождений. В лице кассельской фирмы Wintershall AG, дочернего предприятия концерна BASF, Миллер нашел нужного партнера.
Бернхард Шмидт, являющийся членом правления компании Wintershall, отвечает за исследовательские работы. В его задачу входит добраться до самого нижнего, каменистого слоя уренгойского месторождения на глубину почти 4 тысячи метров. Там, внизу, в так называемой Ахимовской формации, температура больше 100 градусов по Цельсию и чрезвычайно высокое давление в 620 бар, что делает буровые работы довольно рискованным предприятием.
"У русских нет опыта работы на такой глубине", - говорит Шмидт. Поэтому "Газпром" и Wintershall создали совместное предприятие под названием "Ахимгаз". Обе стороны собираются инвестировать по 700 млн долларов, чтобы добраться до 200 млрд. кубометров углеводорода, главным образом природного газа. Добычу газа планируется начать в январе 2006 года. Она рассчитана на 40 лет.
Природный газ будет приобретать все более важное значение по сравнению с нефтью, считает Шмидт: "Уже менее чем через 20 лет газ будет иметь такое же значение для европейской экономики, как и нефть", заключает издание.