За первый квартал 2004 года продукция меткомбинатов подорожала на 30-40%, а с 1 апреля отпускные цены взлетели еще на 25%. Потребители сетуют на то, что металлурги заключили картельное соглашение и, используя фактически монопольное положение на рынке, взвинчивают цены на черный металл.
Против металлургов ополчилась все прочие промышленники. За последнее время Фрадкову жаловались на металлургов нефтяники, строители, трубники, представители автопрома, ВПК и мэр Москвы Юрий Лужков. Авторы рассказывали о том, как рост цен в металлургии отрицательно влияет на работу их сектора экономики, а, кроме того, "разгоняет" инфляцию во всей стране.
Например, Лужков в своем письме указывал, что из-за удорожания железобетона программа строительства в столице может быть сорвана, а цена квадратного метра строящегося жилья возрастет на 3,5-4%. Нефтяники сообщали, что при дальнейшем росте цен на трубы они не смогут удержать цены на горюче-смазочные материалы, и подорожание как раз придется на посевную. Производители машин отмечали стремительное понижение рентабельности их производств, а представители ЖКХ констатировали, что если ситуация не изменится, то придется повышать квартплату.
Металлурги, возможно, впервые оказались крайними. Но даже лишенные поддержки больших лоббистов, они на редкость удачно держат удар, отмечает Vip.Lenta.Ru. По мнению издания, объяснить такую стойкость можно только тем, что совместные проблемы объединили металлургов, даже если вначале они на самом деле поднимали цены порознь.
Теперь некоторые эксперты всерьез ожидают объединения "Евразхолдинга", "Северстали" и "Новолипецкого металлургического комбината", которые еще в сентябре 2003 года начали переговоры о стратегическом партнерстве. "Сегодняшние цены металлов на внутреннем рынке как раз и могут свидетельствовать о том, что разные кланы металлургов нашли общий язык и уже не за горами их формальное объединение", - пишет Vip.Lenta.Ru.
К рассеянным по письмам инициативам, участники рынка отнеслись по-разному. С одной стороны зазвучало мнение, что в росте цен повинны не металлурги, а пользующиеся мировой конъюнктурой поставщики сырья и естественные монополии с их вечно растущими тарифами. Но другие аналитики уверенно назначили металлургов безусловными крайними.
Одну из самых бескомпромиссных и жестких по отношению к металлургам позиций занял Сергей Степашин. "В подобных случаях, как подсказывает опыт других стран, государство имеет право вмешаться и взять под контроль ситуацию на рынке металлов. В противном случае нельзя исключить, что заложенные в бюджет показатели инфляции могут претерпеть серьезные изменения", - заявил 12 апреля глава Счетной палаты.
Однако Михаил Фрадков, который дал понять, что не уклонится от роли арбитра в этом споре, занял гораздо более умеренную позицию. По результатам расследования Минэкономразвития, Минпромэнерго и антимонопольная служба пришли к выводам, что государство "не имеет права вмешиваться в ценообразование самостоятельных компаний".
Сам Фрадков высказался лишь спустя два дня после встречи с представителями глав крупнейших российских металлургических компаний. Самое главное заявление премьера касалось того, что правительство не планирует вводить экспортные пошлины на металлоконструкции. Однако после этой встречи металлурги заговорили о скором понижении цен на черные металлы. "Сейчас цены на металлы достигли максимальной отметки, и мы ожидаем их снижения процентов на 40%", - прогнозировал председатель совета директоров "Северстали" Алексей Мордашов. "Цены на продукцию черной металлургии в РФ к концу этого года достигнут уровня начала 2003 года", - вторил гендиректор Магнитогорского комбината Виктор Рашников. Нельзя исключать, что эти заявления обусловлены не экономической конъюнктурой, а итогами переговоров металлургов с премьером Фрадковым.