К 7 мая 2009 в ФАС России поступило 60 ходатайств иностранных инвесторов о предварительном согласовании сделок по приобретению акций стратегических хозяйственных обществ, приводит сообщение службы РИА "Новости".
Согласно вступившему в силу весной прошлого года закону, к стратегическим отнесены 42 вида деятельности, в том числе, геологическое изучение недр, ядерная отрасль, производство и продажа оружия, рыболовство, космическая деятельность, издательство и полиграфия.
Иностранные инвесторы должны получать разрешение на покупку акций стратегических предприятий на правительственном уровне. Заявки инвесторов рассматриваются на комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, которую возглавляет лично премьер-министр Владимир Путин, предварительный отбор заявок осуществляет ФАС России.
За все время работы комиссия провела два заседания, следующее намечено на 8 июня. ФАС подготовила к этому сроку 11 заявок, в частности, от компаний En+ (офшорная структура "Базэла") и швейцарской Glencore на покупку НК "Русснефть", принадлежавшей ранее опальному бизнесмену Михаилу Гуцириеву. Поступила также заявка от компании "Нафта Москва" на покупку контрольного пакета акций ОАО "Полюс Золото".
Заявка дочерней структуры "Базэла" на покупку "Русснефти" рассматривалась на предыдущем заседании правкомиссии в начале февраля, но, как сообщил тогда глава ФАС Игорь Артемьев, он же ответственный секретарь комиссии, решение не было принято из-за того, что заявители не представили все необходимые документы.
В феврале были одобрены три покупки стратегических активов - заявка канадской Barrick Gold по увеличению с 50% до 79% доли в компании "Федорово Рисорсес", осваивающей месторождение платиновых руд в Мурманской области, украинской компании "Хартрон" о покупке допэмиссии в совместном с РФ предприятии по утилизации ракет-носителей и заявка на покупку голландской компанией Таганрогского судостроительного завода.
Артемьев тогда сообщил, что ФАС готовит поправки в закон о стратегах, направленные на выявление бенефициаров. Ведомство предлагает включить в закон норму об обязательности указания фамилии и имени настоящего владельца иностранной компании. По словам Артемьева, это связано с тем, что в ведомство поступает много заявок из офшоров, за которыми стоят российские собственники.