Немецкие политики спросили у бундесбанка, почему половина золота Германии хранится в Нью-Йорке
Global Look Press
Немецкие политики спросили у бундесбанка, почему половина золота Германии хранится в Нью-Йорке
 
 
 
Немецкие политики спросили у бундесбанка, почему половина золота Германии хранится в Нью-Йорке
Global Look Press

У немецких политиков возник пристальный интерес к национальным резервам золота. Как напоминает DW-world, у Германии - самые большие после США золотые запасы в мире: 3396 тонн. Их рыночная стоимость составляет сейчас около 143 миллиардов евро. Но лишь 31% этого огромного богатства хранит у себя во Франкфурте-на-Майне Немецкий федеральный банк. Основная же часть находится за пределами страны - в хранилищах американского (45%), британского (13%) и французского (11%) центральных банков.

Счетная палата ФРГ раскритиковала бундесбанк за то, что он ни разу не проводил инвентаризацию и не проверял на подлинность золотые запасы страны. В надежности зарубежных партнеров Федеральная счетная палата не сомневается. Однако, досконально изучив по заданию парламента вопрос о хранении немецкого золота, она потребовала от бундесбанка широкомасштабной инвентаризации зарубежных запасов и проведения впредь регулярных инспекций.

Выяснилось, что сотрудники федерального банка еще ни разу сами не проверяли количество, подлинность и вес слитков, складируемых в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Они неизменно полагались на подробные письменные отчеты иностранных коллег.

Считается, что немецкое золото хранится за пределами страны со времен холодной войны: опасаясь нападения советских войск, молодая ФРГ предпочла спрятать свое национальное достояние за океаном.

C конца 1950-х годов Германия в торговле с западными державами имела огромный профицит. Американцы, британцы и французы периодически испытывали финансовые проблемы, в то же время немцы нуждались в их военной защите".

Поэтому, считает эксперт по экономической истории Вернер Абельсхаузер, наряду с официальными договоренностями о предоставлении США, Великобритании и Франции немецких кредитов существовало и негласное "джентльменское соглашение": немцы отдавали этим странам на хранение свое золото и неформально разрешали их правительствам пользоваться им в случае острой необходимости. Эта договоренность укрепляла доверие к бывшему военному противнику.

Член правления Немецкого федерального банка Карл-Людвиг Тиле привел более другой прагматичный аргумент в пользу диверсификации мест хранения национальных золотых резервов: оставляя значительную часть запасов Германии в Нью-Йорке, бундесбанк всегда имеет возможность заложить их, чтобы получить от Федеральной резервной системы США американские доллары.

"Мы и в будущем намерены держать золото на международных торговых площадках, чтобы в исключительных случаях иметь возможность в кратчайшие сроки получить доступ к иностранным валютным", - заявил Карл-Людвиг Тиле.

Однако теперь, в ответ на критику, бундесбанк в официальном заявлении обещал "воспользоваться, насколько это возможно, рекомендациями Счетной палаты". В частности, в ближайшие три года из Нью-Йорка в Германию будут вывозить по 50 тонн золота, которое затем переплавят в слитки более современного стандарта.

Однако бундесбанк не планирует широкомасштабной акции наподобие той, которую в 1966 году провели французы. Согласно легенде, тогдашний президент Франции Шарль де Голль, не желая, чтобы в США хранилась хоть какая-то часть национальных золотых запасов, отправил за ними в Нью-Йорк подводную лодку.