"Роснефть", став мишенью санкций ЕС и США, стала терять иностранных стратегических партнеров. Как стало известно "Коммерсанту", сотрудничество с госкомпанией по шельфовым проектам замораживает американская ExxonMobil. Она так и не смогла договориться с властями США о продолжении работы в России.
Не помогло даже успешное открытие месторождения в Карском море, где "Роснефть" и ExxonMobil нашли нефть, пробурив арктическую скважину на структуре Университетская.
ExxonMobil получила у минфина США эксклюзивное право поработать до 10 октября, но дальнейшие работы "оказались заморожены", говорят источники издания. "Нужно было новое разрешение. Но получить его не удалось, ExxonMobil должна приостановить работы и вывести персонал до середины октября", - сказал один из собеседников издания.
Госкомпания, судя по всему, к уходу партнеров была готова, глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил: "Если кто-то не сможет продолжать работу или будет вынужден уйти, то он будет иметь опцион на возврат".
Стратегический альянс между "Роснефтью" и ExxonMobil был создан в 2011 году. Фактически ExxonMobil стала альтернативой ВР. Именно с ней в 2010 году "Роснефть" договорилась о совместной работе в Арктике, но сделке помешали российские партнеры ВР - консорциум AAR, с которым они вместе владели ТНК-ВР. Срыв сделки с "Роснефтью" в итоге и подтолкнул госкомпанию к приобретению ТНК-ВР (сделка завершена в 2013 году).
Как говорят источники издания, ExxonMobil имеет серьезное политическое влияние в США и последовательно отстаивала возможность работы в России. Именно поэтому первые санкции не касались "Роснефти", хотя Игорь Сечин персонально попал в черный список США еще в апреле.
Разрешение на завершение бурения на Университетской ExxonMobil получила в середине сентября. Но убедить власти США одобрить продолжение работ компании не удалось. "Все равно основные работы сворачиваются до следующего августа из-за ледовой обстановки", - добавляет один из собеседников издания. Как отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research, проекты на шельфе реализуются долго, разведка может занять пять-шесть лет, и у ExxonMobil есть возможность вернуться, когда политическая ситуация изменится.
У ExxonMobil пока нет ограничений в работе над ее ключевым проектом в России - "Сахалина-1", где американской компании 30%.
Другие партнеры "Роснефти" по шельфу - итальянская ENI и норвежская Statoil - пока не уточняли свои планы по продолжению сотрудничества.
Под воздействием формальных и неформальных санкций и роста политической напряженности из России одна за другой уходят иностранные компании, пишут "Ведомости". Total остановила создание СП с "Лукойлом" по добыче нефти на баженовской свите.
Уходят из России Blackstone, Adobe, гостиничная компания Morgans Hotel Group. До этого к закрытию представительств и сокращению персонала прибегли иностранные поставщики продовольствия.
Компании реального сектора сокращают сотрудников и урезают лимиты на Россию. Интернет-сервисам вроде Google, Facebook, Skype запрет на хранение персональных данных россиян за рубежом не создает стимулы держать в России подразделения по исследованиям и разработке. Сколковские инновационные планы натолкнулись на угрозы (безопасности России), которые в неведомо кем проведенном SWOT-анализе оказались важнее возможностей.