Считается, что трудолюбие – это безусловно положительное качество. Однако когда страсть к работе переходит разумные границы, она превращается в трудоголизм. Психическое заболевание, которое не менее опасно, чем пристрастие к наркотикам или алкоголю. Трудоголик разрушает свое здоровье, уничтожает семью, подменяет простые человеческие радости работой. Справиться с таким заболеванием в одиночку очень сложно, поэтому уже более десяти лет по всему миру действует Общество анонимных трудоголиков. Совместные анонимные встречи помогают трудоголикам избавиться от своей болезни.
"Такому пристрастному отношению к работе в обществе аплодируют. Люди бравируют, говоря, что они трудоголики. Но в конечном итоге они сгорают, и становятся полностью потеряны для общества либо бесполезны для компании, превращаются в злых циников, разрушающих рабочих процесс", - говорит Майк, врач и член организации Анонимных трудоголиков.
Трудоголизм
В современном обществе проблема трудоголизма стоит достаточно остро. Согласно исследованиям сильнее всего от этого недуга страдают служащие в Японии и Великобритании, актуален этот вопрос и для США.
В Японии ежегодно погибает от перенапряжения физических и духовных сил более 10 тысяч мужчин в возрасте до 30 до 60 лет. Их вдовы и сироты ежегодно возбуждают в судах примерно тысячу дел против нанимателей. Кроме того, из-за своего нездорового отношения к работе очень высокий процент жителей Страны восходящего солнца страдают нарушениями психики и склонны к самоубийству.
А согласно исследованиям, звание самых отчаянных трудоголиков Европы принадлежит менеджерам из Великобритании. Примерно половина британских руководителей не могут себе позволить приходить на неделе домой достаточно рано для того, чтобы уделять хотя бы какое-то время детям.
Многие из них страдают из-за неправильного питания, вызванного опять-таки недостатком свободного времени: лишь у 12% менеджеров достаточно времени на полноценный обеденный перерыв. Среднестатистический британский руководитель работает по 9,5 часа в день, причем каждый третий опрошенный заявил о том, что он вынужден работать дома в выходные.
Общество анонимных трудоголиков
Целенаправленно бороться с этим психическим заболеванием, а именно так предлагают называть трудоголизм врачи, начали в США в 1983 году. Тогда в Нью-Йорке финансист и школьный учитель основали первое Общество анонимных трудоголиков. Названа эта некоммерческая организация по аналогии с Обществом анонимных алкоголиков.
Принцип работы также похож. Вступить в общество на условиях полной анонимности может любой человек, который считает, что у него есть болезненное пристрастие к работе. Встречаясь и проводя совместные обсуждения, группа под руководством психологов пытается найти выход из сложившегося положения.
Сейчас свою деятельность Общество ведет в США, Канаде, Австралии, Франции, Великобритании, Германии, Австрии и Швейцарии. Существует возможность участвовать в совместных встречах и в виртуальном пространстве.
По мнению психологов этого общества, трудоголики – это люди, склонные к перфекционизму, чересчур ответственные люди. Единственная их радость – это работа, которой они занимаются постоянно, пренебрегая своим здоровьем, откладывая отпуска и лишая своих близких внимания.
Трудоголиком может стать даже человек, который формально нигде не работает. Достаточно того, что человек пытается постоянно загрузить себя работой, которая помогает ему справиться с заниженной самооценкой.
Проблема в том, что если в случае с алкоголизмом, отслеживать положительную динамику выздоровления достаточно просто, то у трудоголиков процесс "выздоровления" проходит гораздо более сложно. Тем не менее, сотни людей по всему миру все же могли стать более ленивыми, поборов свою страсть к работе, благодаря участию в Обществе анонимных трудоголиков.
"Мой начальник говорил мне, чтобы я сократил свою рабочую неделю до 40 часов, но я не мог сделать этого", - говорит Сэм, бывший старший инженер, работавший в одной из компаний "Силиконовой долины". "Я приходил на работу в 5 часов утра по воскресеньям, чтобы сделать всю работу, и при этом тщательно скрывал от других, сколько сверхурочной работы я выполняю", - рассказывает Сэм. Типичный пример трудоголика.
"Теперь я стал меньше работать и предпочитаю сохранять свое психологическое здоровье и вменяемость, а не добиваться идеального результата на всех проектах, которыми занимаюсь", - говорит Сэм, пройдя курс лечения в Обществе анонимных трудоголиков.
19 вопросов, чтобы узнать трудоголик ли вы
Волнует ли ваша работа вас больше чем семья или какие-либо другие вопросы?
Занимаетесь ли вы своей работой перед сном, на выходных, в отпуске?
Является ли ваша работа вашим самым любимым занятием и самой интересной темой для разговора?
Работаете ли вы более 40 часов в неделю?
Превращаете ли вы свое хобби в способ зарабатывания денег?
Берете ли полную ответственность за результат своей работы только на себя?
Ваши друзья или семья никогда не ждут вас после работы вовремя?
Вы берете работу на дом, потому что считаете, что иначе она не будет выполнена?
Вы часто недооцениваете время, которое потребуется на выполнение проекта и затем начинаете работать над ним в авральном режиме?
Вы считаете что нет ничего страшного в том, чтобы поработать сверхурочно, ели работа доставляет вам удовольствие?
Вас раздражают люди, у которых кроме работы есть и другие важные на их взгляд занятия?
Боитесь ли вы, что, если вы не будете работать сверхурочно, вас уволят?
Ваше будущее постоянно волнует вас, даже тогда, когда все вроде бы нормально?
Вы всегда принимаетесь за дела с энергией, соревновательно, даже если это просто игра?
Вас раздражает, когда люди просят вас прекратить заниматься работой, чтобы занять чем-то еще?
Ваши сверхурочные раздражают вашу семью или близких?
Думаете ли вы о своей работе, когда засыпаете, ведете машину, или разговариваете с другими?
Работаете ли вы во время обедов?
Верите ли вы, что, заработав больше денег, вы сможете решить остальные проблемы вашей жизни?
Если вы ответили положительно хотя бы на три вопроса, то вполне возможно, что у вас есть проблемы с излишней привязанностью к работе. Переживать по этому поводу не стоит, вы не одни.