В начале февраля комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам обсудит законопроект "Об инсайдерской информации", включенный в план законодательной работы Думы на весеннюю сессию.
Основная цель ≈ пресечь злоупотребления закрытой служебной информацией, позволяющей посвященным манипулировать ценами на фондовом рынке и извлекать для себя незаконные и немалые прибыли.
Пока что любителям половить рыбку в мутной воде - полное раздолье: в российском законодательстве отсутствует даже само понятие "инсайдерской информации", следовательно, нет и состава преступления. Примеров тому множество. Например, посвященные хорошо выиграли на "утке", запущенной Страной.ru, об отставке главы "Газпрома" Алексея Миллера. Астрономические барыши получили крупные инвесторы, проведавшие в июле - начале августа 1998 года о предстоящем дефолте и вовремя избавившиеся от пакетов ГКО.
В зарубежной практике закон карает манипуляторов тюрьмой и многомиллионными штрафами. К тому же его наличие оздоровляет и укрепляет фондовые рынки, о чем свидетельствует, к примеру, опыт Германии, где запрет на использование инсайдерской информации привел к существенному притоку иностранного капитала. Зампред комитета Владимир Тарачев в газете "Время МН" высказывает мнение, что в представленном Думе законопроекте обобщен лучший мировой опыт, правда, "адаптированный к российским условиям".
Депутат обещает, что ловить инсайдеров (если, конечно, закон не сильно изменится к моменту принятия) будут везде: не удастся помухлевать ни с курсом акций, ни с мудреными производными инструментами (которые по российскому законодательству ценными бумагами не являются). Караться будет не только использование закрытой информации, которая может повлиять на котировки, но и ее разглашение - причем как уголовно наказуемое преступление.
А вот на самих инсайдерах можно будет хорошо нагреть руки: в нынешнем варианте закон предусматривает выплату лицам, оказавшим помощь в изобличении инсайдера, до 10% средств, полученных в виде штрафа.