США и Европа обеспокоены китайской "колонизацией" Африки, пишет газета РБК daily. Африканский континент превращается в важную сырьевую базу для растущей экономики Китая. Пекин готов вкладывать значительные средства и закрывать глаза на проблемы, отпугивающие западные компании, пишет ГазетаGZT.ru. Товарооборот КНР с Африкой вырос до 50 млрд долларов в 2006 году и удвоится в ближайшие годы. Между тем, на Западе опасаются утратить контроль над регионом.
Во вторник 30 января председатель КНР Ху Цзиньтао отправился в поездку по восьми африканским странам. Он посетит Камерун, Либерию, Замбию, Намибию, ЮАР, Мозамбик, Сейшельские Острова и Судан, где обсудит вопросы финансовой помощи и крупные энергетические проекты. За три года это уже вторая поездка Ху Цзиньтао на континент, что показывает важность региона для Пекина. В России Ху Цзиньтао также был дважды.
Китай вкладывает в экономику Африки миллиарды долларов
"Китайско-африканские связи развиваются стремительно. Объем двусторонней торговли должен достичь 100 млрд долларов в ближайшие несколько лет, - заявил директор филиала Всемирного банка в КНР Дэвид Доллар. - Африка предоставляет огромные инвестиционные возможности, и Китай уже финансирует там немало инфраструктурных проектов". По оценкам экспертов, на конец 2005 года суммарный объем китайских инвестиций в Африку превысил 6 млрд долларов. Накопленные инвестиции в Россию к тому же моменту составили менее 1,5 млрд долларов.
"Председатель Ху Цзиньтао посещает не только такие доминирующие страны, как Судан или ЮАР. Сейшелы, например, могут быть очень полезным для Китая портом, учитывая их географическую близость к островам в Индийском океане. Что касается Мозамбика, то он может стать стратегическим "мостом" Китая в такие страны, как Замбия или Малави. Впрочем, Китай уже является крупнейшим подрядчиком по строительству дорог в Мозамбике", - говорит Сануша Найду, специалист по китайско-африканским отношениям южноафриканского Университета Стелленбоша. Стоит отметить, что сотрудничество между Китаем и африканским континентом началось в 1956 году. Пекин стоял за освободительными движениями в ЮАР, Зимбабве, Анголе и Мозамбике.
Накануне поездки Ху Цзиньтао Китай объявил о готовности до 2010 года предоставить Африке кредиты на общую сумму 3 млрд долларов и увеличить беспроцентные займы. В 2007 году Пекин намерен также заключить более 30 двусторонних соглашений о списании части африканских долгов и выделить миллионы долларов на развитие местных социальных программ.
Активность Пекина в Африке беспокоит Запад, который традиционно имел сильные позиции на Черном континенте. В американской прессе все чаще появляются статьи о растущей угрозе колонизации Африки Китаем, плохих условиях труда африканских рабочих на китайских предприятиях, в адрес Пекина звучат обвинения в поддержке диктаторских режимов. Однако за всем этим, пишет РБК daily, скрывается обеспокоенность развитых стран потерей влияния на континенте.
Для Китая африканская нефть "не пахнет"
Пекин не скрывает, что его привлекают обширные запасы сырья, включая нефть, руду, уголь. Для того, чтобы получить доступ к месторождениям, китайцы применяют весь арсенал экономических и политических инструментов: от финансирования социальных программ до поддержки диктаторов и поставки оружия.
На сегодняшний день на Африку приходится 25-28% всего объема импорта нефти в Китай. К 2045 году Пекин ставит задачу увеличить этот показатель до 45%. В апреле 2006 года Пекин добился символического успеха – государственный концерн CNOOC купил большое нефтяное поле в Нигерии, в которой до этого времени монополией пользовались концерны из Европы и США. Был подписан контракт стоимостью в 2,3 млрд долларов.
Чтобы получить доступ к желанным месторождениям в Африке, китайцы проводили целенаправленную политику, цитирует UK2Watch польское издание Przekrój. В разрушенной гражданской войной Анголе Китай восстановили 400 километров дорог, проложили две железнодорожные линии, отремонтировали аэропорт и центральную больницу в столице страны Луанде. Судану подарили нефтеперерабатывающий завод и нефтепровод длиной в 1,6 тыс. километров, в Замбии строят гидроэлектростанцию и медные шахты, в Нигерии вырыли 600 колодцев и обещали вложить 1,5 млрд долларов в ремонт железнодорожной сети.
Другие следы активной работы китайцев в Африке: здание мозамбикского МИД, накрытое пагодой, стадион на 20 тыс. зрителей в Центральноафриканской Республике, здание парламента в столице Берега Слоновой Кости, национальный музей в столице Того или национальный театр в Гане. Все построено на китайские деньги, преимущественно китайскими фирмами и руками китайских рабочих. Помощь развивающимся странам – это отличная возможность дать заработать собственным предпринимателям и вывести их на африканский рынок.
С континента Китай импортирует нефть - из Судана, Габона, Анголы и Нигерии, из Замбии идет медь, в Зимбабве китайцы покупают платину, во многих странах ищут новые месторождения. На деньги, полученные от продажи нефти, африканские государства закупают огромные объемы китайской же дешевой продукции.
Секрет такого успешного партнерства во многом объясняется ключевой позицией КНР, озвученной Ху Цзиньтао во время одного из его визитов: "Китай не вмешивается во внутренние дела других государств". Смысл этого высказывания заключается в том, что Пекин не будет задавать щекотливые вопросы о демократии или о правах человека.
Такой подход облегчает торговлю с жестокой диктатурой в Анголе, мало демократичным правительством Демократической Республики Конго, или диктатором Зимбабве Роберто Мугабе, которому китайцы оказали значительную поддержку на выборах.
Перед турне Ху Цзиньтао правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) обратилась к китайскому правительству с требованием сотрудничать с ООН и поддержать введение санкций против суданского правительства, которое, по мнению HRW, устраивает геноцид в отношении собственных граждан. Продолжающийся с 2003 года конфликт в провинции Дарфур между правительственными войсками и повстанцами стоил жизни 200 тыс. человек. Ху Цзиньтао никак не прокомментировал обращение HRW. По некоторым данным, Китай продолжает поставлять в Судан оружие.