ВТБ-24 с 10 апреля запускает во всех своих офисах и у дилеров, продающих автомобили, программу субсидирования процентной ставки по кредитам автомобилей на 9%, рассказал глава банка Михаил Задорнов в интервью "Эху Москвы".
Отрасль получает инструмент субсидирования, дополнительный глоток кислорода, поскольку все-таки девальвация рубля привела к тому, что разрыв в цене между импортными и отечественными автомобилями стал еще больше, объявил Задорнов.
ВТБ-24 - один из немногих российских банков, кто еще выдает кредиты по рублевым ставкам. Кредитный портфель банка составляет сейчас 450 млрд рублей, доля просрочки ВТБ-24 с ноября выросла вдвое до 2%, говорит Задорнов, или до 7 млрд рублей.
Задорнов оказался одним из тех, кто скептически отреагировал на позицию президента Медведева: банки, даже имея законные претензии, не должны ставить под угрозу работу предприятий.
"Я категорически отрицательно отношусь сейчас ко всем формам вмешательства государства в отношения между заемщиком и кредитором, - говорит Задорнов. - Даже если это градообразующее предприятие. Если государство хочет вмешаться - пускай даст субсидию".
У банков к началу 2009 года было почти 140 млрд кредитов, но судя по результатам 1-го квартала этого года, они благополучно погасили значительную часть этого долга.
Задорнов объяснил, что им позволили это сделать замедлившийся рост кредитования и плавная девальвация рубля. У банков образовались на балансах определенные валютные остатки, и они воспользовались ими для того, чтобы именно погасить часть внешней задолженности.
Как и большинство предприятий, за редким исключением, банки рассчитаются по своим внешним долгам, уверен банкир. Проблема в том, что раньше эти деньги передавались в экономику, а теперь наоборот - происходит расчет по внешним долгам и деньги уходят обратно, объем кредитования экономики сокращается.
Просто накачка экономики деньгами ее не вылечит, настаивает Задорнов. Существующий уровень зарплат, пособий в стране, в том числе в бюджетной сфере, связан с тем временем, когда нефть стоила 140 долларов за баррель, он не может сохраниться долго.
"Если нефть стоит 30 или 35, а я думаю, что она может стоить достаточно долго на этом уровне, то, к сожалению, не только расходы компаний, но и расходы государства должны быть сокращены", - считает глава ВТБ 24.