В ходе обсуждения в комитетах Госдумы проекта закона о коллекторской деятельности ко второму чтению коренным образом изменилось положение, которое сделало бы работу коллекторов фактически невозможной. Речь о содержащемся в проекте запрете на работу с должником без его письменного согласия. Комитет Госдумы по финансовому рынку на этой неделе поддержал поправку, смягчающую такой запрет, пишет газета "Ведомости".
Законопроект запрещал передавать персональные данные должника без его письменного согласия после неуплаты в срок задолженности, также запрещалось учитывать данное ранее разрешение. Маловероятно, чтобы должники стали бы добровольно соглашаться на передачу их долгов коллекторам.
"Невозможно выкупить долг без персональных данных клиента. Не смогут понять, кто кому и что должен. Поэтому норму смягчили. Персональные данные могут передаваться только банкам и профессиональным взыскателям", - пояснила газете член комитета Марина Мукабенова.
Депутаты также увеличили срок, после которого должник может отказаться от общения с коллектором, с трех, как было в первом чтении, до четырех месяцев. А если кредитор отправится в суд, коллекторы получат еще два месяца на общение с должником, решили депутаты.
Письменное разрешение от должника, как считает гендиректор "Активбизнесколлекшн" Дмитрий Теплицкий, фактически стало бы запретом на цессию (продажу долгов банками коллекторам).
Если бы это положение вступило в силу, резервы банков по плохим долгам резко выросли бы. Возможно, появились бы какие-то схемы продажи долгов, но это были бы частные случаи и не очень прозрачные, полагает эксперт.
Сейчас коллекторская деятельность не регулируется законом и не подконтрольна ни одному из регуляторов. Законопроект резко ограничил коллекторов в способах работы с должниками.
Так, взыскание долгов должно быть основной деятельностью коллекторов, вводится требование к уставному капиталу - минимум 10 млн рублей, нужно состоять в реестре, который будет вести государство, ограничивается общение коллектора с должниками - не чаще одной личной встречи и двух телефонных звонков в неделю, в будни с 8 до 22, в выходные с 9 до 20 часов; нельзя применять к должникам физическую силу или грозить ею, портить имущество, оказывать психологическое давление.
Данный законопроект в середине февраля внесли председатели Совета Федерации Валентина Матвиенко и Госдумы Сергей Нарышкин. Текст законопроекта будет утвержден на заседании комитета по финансовому рынку 3 июня, сообщил газете председатель комитета Николай Гончар.
Это далеко не первый вариант законопроекта о коллекторах. В предыдущей версии от Минэкономразвития, работа над которой велась более пяти лет, обнаружилось настолько много юридических недочетов и лазеек для недобросовестных участников рынка, что его пришлось переписывать заново.
Кроме того, ранее на рассмотрение в Госдуму вносились еще три альтернативных варианта законопроекта, регулирующего работу коллекторов: соответственно от "Справедливой России", ЛДПР и Совета Федерации.
Закон о работе коллекторов готовился около 10 лет, было несколько разных версий, однако его принятие тормозилось на разных уровнях власти. Дошло до того, что в июне 2015 года Совет безопасности постановил, что наличие серых схем взыскания долгов угрожает национальной безопасности государства.
Требования ввести законодательное регулирование коллекторской деятельности усилились после серии скандальных случаев с участием коллекторов, выбивавших долги.