В пятницу Пермский краевой суд оправдал бывшего директора Сепычевской средней школы Александра Поносова, осужденного и оштрафованного ранее за компьютерное пиратство. Рассмотрев жалобу педагога, вышестоящий суд отменил приговор, вынесенный в мае 2007 года Верещагинским районным судом и прекратил дело "за отсутствием состава преступления".
Сам Поносов получил право на реабилитацию, и намерен этим правом воспользоваться, передает "Интерфакс". "Есть на свете справедливость", - прокомментировал он решение суда.
Напомним, Александр Поносов, будучи директором средней школы поселка Сенычево Пермского края, приобрел для своей школы компьютеры, оснащенные нелицензионной версией Windows. Пиратские копии были обнаружены в результате прокурорской проверки. Поносов, как заявила тогда экспертиза, нанес корпорации Microsoft ущерб на сумму более 250 тыс. рублей.
Было возбуждено уголовное дело в связи с "нарушением авторских и смежных прав в особо крупном размере". В мае 2007 года суд Верещагинского района признал Поносова виновным и приговорил его к штрафу в размере 5 тыс. рублей.
Пермский краевой суд в июне 2007 года рассмотрел кассационную жалобу Поносова и оставил в силе приговор райсуда. Но директор был не согласен с подобным решением и просил отменить приговор, а также прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления.
Осенью 2008 года Верховный суд России признал обоснованной надзорную жалобу Поносова и направила ее на рассмотрение в президиум Пермского краевого суда. Тот вынес оправдательный приговор, и теперь в "деле Поносова", вероятно, будет поставлена точка.
За Поносова вступились политики и общественность
Дело Александра Поносова вызвало большой общественный резонанс. В защиту директора, обвиненного в пиратстве, выступили Роспечать, Роспатент, фонд Михаила Горбачева, Общественная палата и министерство образования Пермского края. Дело "человека со смешной фамилией" комментировали даже зарубежные издания. В самой Перми, по данным социологов, 68% граждан выступали в поддержку Поносова. Впоследствии местные правозащитники выделили директору деньги, чтобы он мог выплатить штраф.
Даже президент России Владимир Путин в ходе пресс-конференции 1 февраля 2007 года вступился за пермского директора. "Вот так хватать человека, который купил там какой-то компьютер, и грозить ему тюрьмой - это чушь собачья", - отметил глава государства.
"Те, кто продал Поносову компьютеры с ворованным ПО, оказались вне поля зрения правоохранительных органов, - указывал в открытом письме главе Microsoft экс-президент СССР Горбачев. - Поэтому многие в России считают этот скандальный процесс заказным и показательным, затеянным по инициативе корпорации Microsoft".
Действительно, дело о пиратских копиях Windows принесло продавцам лицензионного ПО определенную выгоду. По подсчетам пермских компьютерных фирм, за время судебного разбирательства в Перми наполовину выросли продажи лицензионных программ. Многие фирмы обратились к помощи профессионалов, чтобы приобрести лицензионные продукты.
"Директор, конечно, ни в чем не виноват, но, признав это, мы должны будем признать, что такая проблема есть в каждой школе, - комментировал скандальное дело источник в министерстве образования Пермского края. - А это испортит отчетность по информатизации, за которую с нас очень строго спрашивает Москва".
После случая с Поносовым в российских школах началась установка лицензионных компьютерных программ, а в ряде регионов были затеяны аналогичные дела против компьютерных пиратов. Например, в 2007 году Екатеринбурге за установку нелицензионной Windows был осужден 20-летний студент, в июне 2008 года полгода условно присудили за пиратство 77-летнему пенсионеру. В декабре житель Владивостока за аналогичное преступление получил год условно и был оштрафован на 117 тыс. рублей.
В этом году Поносов ушел с должности директора Сепычевской средней школы, но продолжил числиться там учителем истории. Сейчас экс-директор работает в федеральном проекте по апробации и внедрению пакета свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях. В ходе всего разбирательства мужчина своей вины не признавал, не соглашался идти на мировую с Microsoft и добивался полного оправдания.