Бундесрат, верхняя палата парламента ФРГ, утвердил закон о защите интеллектуальной собственности немецких издателей газет и журналов. Он обязывает поисковые агрегаторы платить владельцам газет и журналов за распространение их текстов в поисковой выдаче, передает ИТАР-ТАСС.
Законопроект в нынешнем виде позволяет, тем не менее, использовать данным системам "отдельные слова и небольшие отрывки текстов" без уплаты лицензионного взноса, хотя при этом не оговаривается допустимый размер таких фрагментов.
В Германии данный документ уже прозвали Lex Google ("Закон имени Google"), поскольку предполагается, что в большей степени он затронет интересы именно этого поисковика, доминирующего в немецком сегменте Сети и, к тому же, умеющего зарабатывать в интернете - в отличие от традиционных медиа.
Представитель германского подразделения Google Кай Обербек подверг решение верхней палаты резкой критике. "Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что самый лучший путь – заключение экономических соглашений о партнерстве, а не принятие новых законов", - заявил он.
"Мы приводим ссылки на материалы, которые уже находятся в свободном доступе, - поясняли ранее представители интернет-гиганта. - Это, как если бы водитель такси должен был платить ресторану налог за то, что он привозит к нему клиентов. Это просто абсурдно". Кроме того, именно благодаря Google издатели ежегодно получают миллиарды дополнительных кликов на сайты своих изданий.
В феврале, напоминает агентство, стало известно, что Google создаст во Франции фонд в 60 млн евро для компенсаций издателям печатной прессы за нарушение авторских прав. Соответствующее соглашение подписали тогда президент республики Франсуа Олланд и глава американской компании Эрик Шмидт.
Во Франции, правда, речь шла о компенсациях только "бумажным" изданиям, до допустимого размера фрагментов текстов, как сейчас в Германии, там не додумались.
Желание покончить с обогащением поисковиков и других крупных интернет-компаний безо всяких обязательств или компенсаций с их стороны появилось во Франции еще в 2010 году, во времена президентства Николя Саркози. Тогда, правда, упор делался на защите французского культурного наследия от посягательств со стороны американских интернет-гигантов и на "краже" поисковиками бесплатного контента французских СМИ. Ввести "налог на Google" не удалось из-за "глобальности" интернета: никто так и не смог подсчитать, сколько именно пользователей во Франции кликают на баннеры и рекламные ссылки.
При Франсуа Олланде в условиях обострившегося финансового кризиса на первый план выходят чисто меркантильные соображения. Еще одна особенность нового фискального сценария в том, что теперь предлагается сделать объектом налогооблажения персональные данные. Чем больше пользовательская база у компании, тем больший налог она платит.
В октябре прошлого года Google пригрозил исключить сайты французских СМИ из результатов, которые выдает поисковик компании. Угроза со стороны интернет-гиганта явилась ответом на другую инициативу Парижа - налог за вход на определенные страницы в интернете.