Эксперты "Лаборатории Касперского" изучили функциональность и бизнес-модель "рекламного" ботнета Artro и пришли к выводу: при использовании определенных схем обмана рекламодателей, доход злоумышленников от накрутки трафика и кликов может доходить до 2 тысяч долларов США в сутки.
Ботнетом, напомним, называют сеть, состоящую из хостов с запущенными на них "ботами" (сокращение от слова "робот") - автономным программным обеспечением. Чаще всего бот в составе ботнета является программой, скрытно устанавливаемой на компьютере жертвы и позволяющей злоумышленнику выполнять некие действия с использованием ресурсов зараженного компьютера.
Их используют для разного рода нелегальной или нежелательной деятельности: рассылки спама, перебора паролей на удаленной системе, атак на отказ в обслуживании (DDoS) и т.п.
Многие сайты, заинтересованные в увеличении посещаемости своих ресурсов, пользуются услугами рекламных сетей. При этом посредник получает определенную сумму за каждого перенаправленного пользователя.
Желая увеличить свой доход, некоторые владельцы сайтов, размещающих у себя рекламные ссылки, пользуются услугами ботнетов, чтобы имитировать переходы пользователей с их сайтов на рекламируемые ресурсы.
При такой схеме мошенничества в выигрыше остаются владельцы ботнета, недобросовестные партнеры, сайты, размещающие рекламные ссылки, и рекламные сети. Последние, по мнению экспертов "Лаборатории Касперского", могут даже не знать о том, что заработать им помогает зомби-сеть.
Однако по-настоящему обманутым в данной ситуации остается, как правило, только рекламодатель: платя за переходы пользователей на свой собственный сайт, он получает исключительно виртуальных посетителей.
Зная, сколько в среднем за сутки каждый модуль совершает кликов, среднюю стоимость рекламных сервисов за клик, минимальное количество ботов в зомби-сети и вероятную доля владельцев ботнета от продажи трафика, авторы исследования, Алексей Кадиев и Мария Гарнаева, подсчитали примерный доход злоумышленников: 1-2 тыс. долларов США в сутки.
И это только за счет обмана рекламодателей. Помимо этого, киберпреступники могут зарабатывать на загрузках сторонних вредоносных программ, однако оценить доходность данного вида преступного бизнеса практически невозможно.