Особняк Орлова-Денисова на Большой Лубянке, который некогда был участником и героем 1812-го года, встречает 200-летний юбилей в руинированном состоянии, пишет "Независимая газета". Хотя недавно была надежда, что времени на реставрацию хватит, а деньги найдутся.
Особняк на Большой Лубянке, 14 - памятник архитектуры федерального значения, много лет стоит под защитной сеткой, скрывая страшные потери. В 1612 году каменные палаты в основании особняка принадлежали князю Дмитрию Пожарскому. Позже, в ХVIII веке, здесь помещался московский Монетный двор, при Елизавете Петровне здесь поселилась налоговая служба.
Именно этот дом описал Лев Толстой в "Войне и мире", потому что сюда, в дом московского генерал-губернатора Ростопчина, курьер доставил письмо Кутузова о сдаче Москвы, и раненый на Бородинском поле Багратион тоже был здесь. Дом не пострадал при пожаре - в особняке московского генерал-губернатора остановился один из наполеоновских генералов.
В годы советской власти в нем располагалось московское управление МГБ-КГБ. В последние же годы особняку катастрофически не везло, пишет газета. После КГБ он оказался в руках одного из банков, а когда банк обанкротился, дом перешел в собственность некоей фирмы, при которой пришел в упадок.
Три с половиной года назад в Белых палатах на Пречистенке состоялась историческая встреча тогдашнего главы Росохранкультуры Александра Кибовского и тогдашнего руководителя Москомнаследия Валерия Шевчука, впервые они объединили усилия ради спасения знаменитого особняка.
В феврале 2009-го Кировский районный суд принимает решение об изъятии уникального здания. В октябре его поддерживает Московский арбитражный суд, впервые такое решение принимается в отношении памятника федерального значения. Защитники старины ликуют: решение Московского арбитражного суда доказало, что 54-я статья ФЗ "Об объектах культурного наследия" действует. В сентябре прошлого года, за год до нынешних юбилейных торжеств, очередной арбитражный суд Москвы поставил точку в трехлетней тяжбе вокруг особняка Орлова-Денисова. Памятник архитектуры вернули государству.
Однако с тех пор особняк с улицы по-прежнему выглядит так, будто для его реставрации предпринято ничего не было, констатирует "НГ".