Беспрецедентное не только для Урала, но и для всей страны уголовное дело дошло до суда в Екатеринбурге. Впервые так называемые "черные риелторы" обвиняются в принуждении к совершению сделки по продаже доли квартиры и в порче чужого имущества, рассказывает "Российская газета". Юристы отмечают, что подобные ситуации складываются часто, но до сих пор за травлю соседей никого не судили, поэтому процесс может помочь в разрешении конфликтов тысячам совладельцев квартир.
Братья Олег и Виктор Жигаревы скупали доли квартир и создавали соседям невыносимые условия жизни, заставляя их за бесценок продавать свою часть жилплощади. Как утверждают следователи, практику выдавливания старых хозяев братья Жигаревы и их сообщники поставили на поток. По предварительным данным, от действий предприимчивых "риелторов" только в Екатеринбурге пострадало не менее 27 человек. Впрочем, лишившиеся жилья горожане уверены: список жертв не полный, ведь бесчинствовали "черные" соседи не менее девяти лет. Первая сделка была совершена еще в 2006 году, а к уголовной ответственности братьев привлекли только осенью 2014 года.
Олег Жигарев арестован и находится до суда в СИЗО, ему предъявлено обвинение по статьям 179 (принуждение к совершению сделки под угрозой применения насилия) и 167 УК РФ (умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества). Расследование продолжалось почти год, в конце сентября дело направлено в Октябрьский суд Екатеринбурга.
Как дочка подселила рэкетиров к родителям
"Российской газете" попали материалы, в которых пострадавшие описывают пережитый ужас. Например, в феврале 2009 года Олег Жигарев получил в собственность половину квартиры в доме N6 на улице Красноуральской. До этого момента квартира полностью принадлежала семье Устиновых. Жилье находилось в удобном районе города, и хозяев все устраивало. Но дочь разругалась с родителями и в отместку продала свою долю.
Кошмар начался с поступившего от братьев предложения продать долю в квартире раза в три ниже рыночной стоимости. Пожилые люди отказались покидать дом. В ответ начался жилищный рэкет. "На протяжении четырех лет Жигарев устраивал в квартире беспорядок (окрашивание стен, разбрасывание мусора и т. д.). В сентябре 2013 года супруг Устиновой, вернувшись домой, обнаружил, что на кухне изрезан линолеум, а вся площадь квартиры, кроме комнаты Жигарева, залита неизвестным черным веществом. Кроме того, выломана дверь в их комнату", - описывается в полицейском постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
В том же документе сказано, что через месяц погром повторился. "В комнате Устиновых были разбросаны вещи, по всей квартире разлита жидкость с невыносимым запахом. Холодильник отключен, а все продукты разбросаны по полу. Нижнее белье, взятое из шкафа, брошено на кухне в раковину и залито кофе", - описано в протоколе. Спустя полгода неуступчивых хозяев ждала новая выходка: "9 апреля 2014 года в полдень Устиновой позвонила соседка, сказав, что из окна ее кухни торчит шкаф, а оконных рам в квартире просто нет".
Полиция все обращения упорно игнорировала
Весь описанный в протоколе хаос хозяева квартиры зафиксировали на видеокамеру и предоставили запись полиции, но, как ни странно, даже эту съемку не посчитали основанием для возбуждения уголовного дела. В отделении полиции Устиновым заявили: вмешиваться в спор соседей - бесперспективное занятие, сами разбирайтесь.
Одна из потерпевших от действий Жигарева женщин обращалась в полицию более 20 раз, но безуспешно. "У нас имеются ужасные, просто чудовищные отписки правоохранительных органов, где черным по белому утверждается: "В возбуждении дела отказать, поскольку не установлен ущерб". Но если этот ущерб любому, видевшему погром, бросается в глаза, то возникает вопрос: почему полиция его не замечала?" - рассказывает Александр Бирюков, представитель юридической компании, первой вставшей на защиту жильцов.
Не менее трех лет юристам пришлось доказывать полицейским, что в действиях соседей-рейдеров есть злой умысел и прямое нарушение закона. К защите собственников подключились и специалисты аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области.
Многие не выдержали и продали свое жилье за бесценок
За это время несколько человек опустили руки и предпочли отдать черным риелторам за бесценок свои доли и уехать из областного центра в небольшие города и поселки - на полученные отступные можно было купить новое жилье только вдали от Екатеринбурга.
"Моя квартира стоила минимум три с половиной миллиона, а новые соседи предложили продать мою половину за миллион. Говорят, все равно тебе не жить тут. Куда полезла без денег и связей!.." - вспоминает Елена Боброва, лишившаяся так жилья.
Как выяснилось, действия Жигаревых были не спонтанными. Они тщательно планировали захват. Специально искали семьи, в которых раздел имущества проходил со скандалом, через суд, и психологически обрабатывали обиженных. Предполагается, что в преступную группу входили специалисты одного из агентств недвижимости Екатеринбурга. Его владелец объявлен в розыск, хотя по делу он проходит пока как свидетель. По данным прокуратуры, после процесса над Жигаревым, вероятно, будут возбуждены дела в отношении тех, кто помогал "отжимать метры".