На днях стало известно, что легендарный "круглый дом" архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке в центре Москвы наконец станет музеем. Однако несмотря на решение властей, будущее памятника вызывает ничуть не меньше опасений, чем раньше. Об этом сообщает "Московский комсомолец", рассказывая, что ждет уникальное здание.
О создании музея мечтал сам архитектор, об этом говорится в завещании его сына, художника Виктора Мельникова, к этому же стремится исполнитель завещания и хранительница дома Екатерина Каринская, внучка архитектора. Согласно решению Минкультуры, Государственный музей Мельниковых будет создан в качестве филиала Государственного музея архитектуры им. Щусева.
По данным "МК", под наследие Мельниковых планируется выделить здание, построенное в XVIII-XIX веках, так называемый "Дом садовника" на Воздвиженке. "Работы по созданию первоначального варианта экспозиции на Воздвиженке мы надеемся завершить в течение года", - сообщил первый заместитель директора Музея архитектуры Павел Кузнецов.
После учреждения Государственного музея Мельниковых ему будет передан архив великого российского архитектора, который с 2006 года находится в Музее им. Щусева на временном хранении. Сам же дом Мельникова, по планам, через несколько лет после реставрации станет "экспонатом и объектом музейного показа".
Как известно, сейчас в доме проживает старшая дочь Виктора Мельникова и исполнитель его завещания Екатерина Каринская. При этом половина прав собственности на дом до сих пор является предметом конфликта. В ноябре 2013 года внучка архитектора получила от директора Музея им. Щусева письмо с требованием освободить дом до 10 декабря 2013 года и передать его представителям музея.
О грядущих работах внучку Константина Мельникова не известили: "Я в течение четырех лет неоднократно общалась с Ириной Коробьиной (директор Музея им. Щусева. - Прим. ред.) насчет создания музея Мельниковых, - сообщила "МК" Екатерина Каринская. - Но до сих пор не узнала ничего определенного. Что же касается слухов о том, что спасению дома мешают тяжбы наследников, хочу сказать, что я никогда не заявляла в суде своих претензий ни на долю дома, ни на наследие. По завещанию дом - собственность государства. А по закону я и так имею право на одну четверть наследия в виде компенсации".
Неясно, кто будет укреплять грунты вокруг дома, "поплывшие" из-за соседних строек
"Самая острая проблема на сегодняшний день в том, чтобы физически сохранить здание, - продолжает Каринская, инженер по образованию. - Для этого нужно укреплять грунты, режим которых был нарушен из-за трех строек, ведущихся вокруг дома. До тех пор говорить о реставрации самого дома просто безграмотно".
Напомним, в августе 2012 года на расстоянии 100 метров от дома Мельникова снесли усадьбу XVIII века. Как заявили в "Архнадзоре", после этого в здании появились трещины, а также была повреждена его система отопления. В феврале прошлого года на месте снесенной усадьбы началось строительство крупного торгово-развлекательного центра с несколькими уровнями подземной парковки. Градозащитники установили, что стройка наносит непоправимый ущерб памятнику архитектуры - в частности, она может ускорить процесс оседания грунта под зданием.
В 2013 году после обращения градозащитников заммэра Москвы Марат Хуснуллин распорядился создать межведомственную комиссию, чтобы изучить проблему грунтов и рассмотреть вопрос о выделении средств на необходимые работы. Однако, похоже, все сошло на нет. По словам Каринской, на одном из заседаний комиссии представитель Музея архитектуры заявил, что дом является собственностью государства, а потому город не должен тратить на него бюджетные средства.
В декабре сообщалось, что Музей им. Щусева получил положительный ответ из Минкультуры РФ на свою просьбу выделить необходимые средства на реставрацию. Однако о какой сумме идет речь и когда она будет выделена, - не уточнялось.
Дом-студия, считающийся уникальным памятником конструктивизма, был построен Константином Мельниковым в конце 1920-х годов для себя и своей семьи. Впоследствии сын архитектора завещал передать здание государству при условии, что в нем будет создан музей архитектора. Эту часть завещания оспорили другие наследники, из-за чего официально статус дома не определен до сих пор. Здание внесено в список памятников регионального значения, но на федеральном уровне оно этот статус так и не получило. В этом году уникальный дом отмечает 85-летие, а в 2015 году исполняется 125 лет со дня рождения его прославленного создателя.