На проходящей в Каннах выставке недвижимости MIPIM впервые за 17 лет существования конкурса победил российский проект. Что, впрочем, не удивительно: автор проекта реконструкции петербургского острова Новая Голландия - один из самых успешных современных архитекторов, лауреат Притцкеровской премии (архитектурной "Нобелевки") сэр Норман Фостер, строящий по всему миру от родного Лондона до Пекина.
Остров Новая Голландия был создан в 1721 году по указу Петра Первого. Сначала территория использовалась под склады и морскую тюрьму, а позже была отдана под нужды военных. Проект реконструкции, получивший первый приз в категории "коммерческая и развлекательная недвижимость", подразумевает создание на острове культурного и делового комплекса площадью в 200000 квадратных метров с тремя театрами, гостиницей, жилыми и торговыми помещениями. Остров превратится в пешеходную зону. Старые объекты будут сохранены, а в центре появится дворец фестивалей. Инвестиции в реконструкцию Новой Голландии составят 320 миллионов долларов. Реконструкцию планируется завершить в 2009 году.
Проект реконструкции Новой Голландии понравился не только в Каннах, но, что гораздо важнее, петербуржцам. Однако это не значит, что проект будет адекватно реализован, указывают "Ведомости". Опыт работы французского архитектора Доменика Перо над строительством нового здания Мариинского театра показывает, что российские власти и строительный комплекс с западными архитекторами общего языка не находят. Конечно, победа в Каннах подтверждает высокий уровень проекта реконструкции Новой Голландии. И тут стоит напомнить, что ни один московский большой проект никогда не получал высокой оценки ни на международных конкурсах, ни у мировой архитектурной общественности.
Долгое время сначала московские, а потом и петербургские власти отказывались от услуг зарубежных архитектурных звезд. Современную архитектуру определяют два десятка мировых звезд. И видимо, пока только им под силу поднять архитектурный престиж России и при всех своих новациях максимально сохранить исторический облик городов, который за годы бурного российского строительства стремительно терялся, особенно в Москве.