В суде города Гуково Ростовской области слушается необычное дело. Власти города подали иск на гражданина Шевцова и его жену, требуя въехать в новый "экспериментальный" дом, но те категорически не хотят, предпочитая оставаться в своей старой развалюхе. Об этом пишет "Российская газета".
Приземистый домик Шевцовых на улице Киевской затерялся между беспорядочно окружившими его многоэтажками. Он застрял здесь с середины прошлого века и выглядит заброшенной деревенской избой на городской улице.
"После экскурсии по комнатам с облупившимися стенами, подтекающим потолком, русской печкой на угле и ощущением временности и непрочности бытия спрашиваю симпатичных интеллигентных хозяев: как можно не бежать отсюда, из гнилого барака, в новую замечательную квартиру в 51 квадратный метр, которую государство дает на блюдечке с голубой каемочкой совершенно бесплатно?", - задается вопросом корреспондент "РГ".
Счастливцев-очередников из аварийного и ветхого жилья собрали и составили с ними договоры. Людям рассказали, что жить они будут в экспериментальном энергосберегающем доме, совершенно уникальном, который должен был стать чуть ли не лучшим в России. Описали при этом сказочные преимущества: дом оснащен солнечными батареями на крыше, теплыми полами со встроенными проводниками тепла, кирпичными стенами с надежной теплоизоляцией, отопление и горячая вода - тоже от солнечных батарей. Уникальная система вентиляции, централизованное кондиционирование воздуха, летом приносящее прохладу, а зимой - тепло.
Проект не из дешевых, но в будущем обещал сэкономить его жильцам, а значит и городу, значительные энергоресурсы.
Красивый снаружи, страшный внутри
Дом номер 15 на улице Саратовской выглядит как костюм с иголочки, оценивает "РГ". В нем три этажа, 18 квартир, на крыше солнечные батареи и стая голубей. Но первое впечатление обманчиво, поэтому даже люди, хлебнувшие лиха, не захотели жить в этом "красавце".
"Разве там можно жить? Когда я пришла в эту квартиру, чуть не упала. Входная дверь была открыта - замок сломан. Нигде нет утепляющих прокладок на дверях. Плинтусы почему-то разноцветные. Ладно, это мелочи жизни", - рассказывает Вера Швецова, пережившая в августе 2008 года страшный пожар, после которого у нее остался лишь ситцевый халат и шлепанцы.
От предоставленного погорельцам общежития она наотрез отказалась, боясь застрять в нем, как Шевцовы в своем бараке. Шесть лет мыкается по родственникам и уцелевшим подругам.
Вера Васильевна продолжает свой невеселый рассказ об экспериментальном доме: "Пошла я в туалет. Наверху смывают - у меня на полу расползается лужа, и вонь все время. Незаделанная дырка в полу. И вот еще незадача. Дверь в туалет распахивалась внутрь, и я, женщина крупная, не могла в той комнатке поместиться. Ругалась с мэром Горенко. Когда очередной раз спорили, я просто взяла и подняла его на руки: смотри, какая я большая! После этого стыдно, конечно, ему в глаза смотреть. Но в тот же день двери в туалете переделали, и теперь они открываются наружу. А дырки в полу так и остались".
Женщина пробовала сопротивляться, заявив, что пока не будут устранены все недоделки, вселяться не станет. Администрация подала на нее в суд, который принудил подписать договор мены насильно. Веру Швецову заселили в "умный" дом, а прежнее жилье поскорее снесли.
В необычном доме все необычно
У других жильцов проблем не меньше. В квартире Зинаиды Матросовой жарко, под ногами ощущается приятно теплый пол, но в соседней комнате пол не греет. А в ванной Матросова, как искупается, обнаруживает воду на полу. По этой причине пол устлан тряпками и ковриками - собирать воду. Течь появилась недавно, но на потолке уже черная плесень.
У Николая Хлипетько тоже в одной комнате теплый пол, а в другой холодный. Комнаты радуют неожиданно высокими потолками, но секрет прост: оказывается, уровень пола, не отягощенного стяжкой и нужной ширины досками, ниже, чем нужно, сантиметров на 10-15. Доказательство тому перед глазами: подоконники очень высокие, расстояние от них до пола не стандартные 90 сантиметров, а все 110.
"Прораб нам сказал: стульчик поставите и будете смотреть", - рассказывает Татьяна Гребцева.
Хлипетько напрягся и сделал натяжной потолок. Надеется, что он выдержит пару тонн воды, как обещает реклама. Это на случай, если зальют сверху. Опыт уже был. В соседней, еще не ремонтированной комнате на потолке можно пересчитать все плиты перекрытия по рубцам стыков. Висят лохмотья штукатурки, потому что потолок уже трижды затапливали. Все грешат на подтекающий "теплый пол".
Павел и Лариса Шевцовы - вторая взбунтовавшаяся семья, которая не хочет жить в новом доме. С ними суд только начался. "Я не хочу туда вселяться, потому что там просто опасно жить, - утверждает Павел. - Когда мы просили показать проектно-сметную документацию, нам отказали. И четыре года получаем одни отписки. Почему внутренняя кладка из силикатного кирпича? А где пенополистирол в два слоя? А пароизоляция? Энергосберегающие окна, которые предусматривают как минимум пять камер? А посмотрите, как косо поставлены!"
У администрации Гуково своя правда. "Мы заключили договоры мены на 16 квартир. Десять заселены. Дом экспериментальный, поэтому все время на контроле. Я каждый день хожу туда как на работу, разговариваю с жильцами, - говорит заммэра Гуково Олег Силантьев. - Шевцов попросту хочет забрать деньги и купить жилье в Ростове, но мы не можем просто так вернуть деньги. Единственный правовой путь - через суд, если он обяжет нас отдать выкупную цену, мы сможем расторгнуть договор. А квартиру отдали бы другим людям - у нас еще 150 семей живут в домах, признанных аварийными до 2012 года".