Аналитики BEFL опубликовали рейтинг компаний, являющихся крупнейшими владельцами сельхозугодий в России. В целом лидеры те же, но в топ-10 впервые попал холдинг "Агрокомплекс", связанный с семьей министра сельского хозяйства и экс-главы Краснодарского края Александра Ткачева и резво увеличивший свои владения в прошлом году, отмечает пресса.
Как поясняется в отчете, рейтинг 2016 года включает в
себя компании, контролирующие не менее 100 тыс. га сельскохозяйственной
земли. В него вошли 43 компании, среди которых такие бессменные лидеры, как "Продимекс", "Мираторг", "Русагро" и "Ак Барс". При этом "Мираторг" и "Русагро" фактически сейчас делят 2-е место.
Десятка лидеров выглядит так:
"Продимекс+Агрокультура" Игоря Худокормова (790 га)
"Мираторг" братьев Линников (594 га)
"Русагро" Вадима Мошковича (594 га)
"Иволга-холдинг" (511 га)
"Холдинговая компания Барс" (505 га)
"Агрокомплекс" (456 га)
"РосАгро" (400 га)
"Авангард-Агро" (370 га)
"Красный Восток Агро" (350 га)
"Черкизово+НАПК" (340 га)
Земельный банк под контролем всех компаний - участниц рейтинга вырос за год на 16% до 10,5 млн га, годом ранее рост был скромнее - 5%, пишут "Ведомости".
Издание РБК отмечает, что самый резкий скачок совершил связанный с семьей министра сельского хозяйства "Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева". В прошлом году эта фирма занимала в том же рейтинге только 16-е место. За год компания увеличила свой земельный банк более чем вдвое. В мае 2015 года Федеральная антимонопольная служба одобрила компании покупку активов одного из крупнейших в прошлом агрохолдингов в России - Valinor: в сделку вошли 150-160 тыс. га.
В январе 2016 года зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн направил официальный запрос Александру Ткачеву, в котором интересовался, написал ли тот заявление о наличии или отсутствии конфликта интересов в связи с бизнесом его родственников. Запрос будет рассмотрен специальной комиссией правительства, которая и вынесет свое заключение, пояснил дальнейшую процедуру представитель Минсельхоза. Сам Ткачев в интервью РБК в июне 2015 года говорил, что не видит конфликта интересов, пояснив, что "это же не нефть, а земля".