Несмотря на Водный кодекс РФ, запрещающий перегораживать и возводить любые постройки на береговой зоне общего пользования, застройщики и частные лица, не смущаясь, ставят на пляжах заборы, уходящие в воду. По данным создателя и координатора общественного движения "Открытый берег" Сергея Менжерицкого, около 60-90% берегов водохранилищ и рек столицы (в том числе Москвы-реки) и Подмосковья уже кем-то захвачено и огорожено, пишут "Ведомости".
"В Серебряном бору еще с 50-х годов было три официальных городских пляжа, но с некоторых пор все упоминания о самом популярном пляже N1, расположенном на Щукинском полуострове, исчезли, - рассказывает Сергей Менжерицкий. - Я обнаружил там запертые ворота, забор с колючей проволокой и охранников с собаками, которые заявили, что теперь это частная территория".
В администрации природного парка "Москворецкий", в который входит и Серебряный бор, ему "по большому секрету" объяснили, что они и сами не знают, кто захватил бывший пляж, так как "их тоже туда не пускают", а Департамент природопользования правительства Москвы запросы оставил без ответа.
"По данным Единой кадастровой карты РФ (Росреестр), эта территория значится как ООПТ, там просто не может быть частных владений!" - удивляется активист.
В начале июня "Открытый берег" организовал публичное посещение первого пляжа москвичами и прессой под лозунгом открытия купального сезона. Вместе с ними "купаться" приехали два автобуса ОМОНа и лично начальник ОВД "Строгино". Охранников на пляже не обнаружилось, зато омоновцы гостеприимно распахнули еще вчера запертые ворота и пригласили людей отдыхать. Исторический пляж был снова открыт для свободного посещения. Но уже в конце июля его снова поставили под охрану.
Также у общественных активистов есть информация, что сейчас отдается под застройку почти двухкилометровая береговая полоса с примыкающим уникальным сосновым лесом. Речь идет об обширном участке между Таманской улицей и рекой, где сейчас расположены станция МЧС и пункт водной полиции. О планах по застройке береговой линии в мае писала газета РБК Daily. Девелоперский проект площадью 10 000 кв. м собирается реализовать ГК "Терра аури". По данным источника газеты, компания намерена построить таунхаусы с апартаментами бизнес-класса на участке в три гектара непосредственно рядом с водой.
Если проехать выше Серебряного бора по Москве-реке, "любоваться" заборами можно еще много километров, до комплекса правительства Московской области и далее, рассказывают "Ведомости". Скандальный поселок "Речник", где дома стоят у воды, заборы - в воде. Конфликт между жителями и мэрией тянется с 1998 года, когда территория поселка была отнесена к природоохранной зоне. Планировалось снести 37 коттеджей, которые так и не ликвидировали. А потом приступить к ЖК "Остров фантазий" - власти выдавали разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, но не элитных домов. Еще один скандальный случай - дворцы на Карамышевской набережной, которые были снесены. Но сейчас там строится четыре новых дома. Кто их собственник, изданию выяснить не удалось.
Выше по течению - собственность Араса Агаларова в Мякинине, где находятся выставочный центр "Крокус экспо", яхт-клуб, а сейчас строится комплекс небоскребов "Крокус-сити".
Следующий забор - комплекс правительства Московской области. На заборе висит грозная табличка "Проход запрещен!". После идет бесконечная череда частных замков, причалы и заборы которых перегораживают берег Москвы-реки. Установить собственников этой роскоши не представляется возможным, но, как говорят риелторы, там живут сами чиновники правительства Московской области, чиновники московской мэрии и госструктур, крупные бизнесмены.
Наибольшее же число конфликтов и скандалов связано с Истринским водохранилищем. Сотрудники "Мосводоканала" судятся постоянно, и очередь такова, что до новых случаев застройки их руки дойдут только через год.
Сейчас, когда конфликты с недвижимостью у воды доходят до суда, в 90% случаев суд выносит решение в пользу администрации или органов власти, а не покупателей коттеджей, говорят опрошенные "Ведомостями" эксперты. Но до реального сноса незаконных строений доходят единицы.