В Севастополе вслед за Москвой начали сносить торговые палатки, объявленные властями самостроем. Схема сноса та же, что и в столице: без судов и альтернативных вариантов размещения. Лишиться работы в итоге могут по меньшей мере 1500 человек, сообщает в пятницу "Новая газета". Хотя накануне власти города пообещали, что по нескольким объектам на набережной дождутся судебных решений.
Как пишет крымский корреспондент "Новой газеты", публично о сносе ларьков власти города объявили 12 февраля, но оказалось, что готовился он еще с прошлого года. 9 ноября правительство Севастополя издало постановление, которым утвердило схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в городе. Согласно ему, из 3000 ныне существующих НТО остаться должны были лишь 1500.
В ноябре постановление не вызвало никакого резонанса, поэтому 12 февраля, когда пресс-служба городского правительства объявила о фактическом начале сноса ларьков (и подкрепила это фотографией демонтажа "Ремонта обуви" на улице Очаковцев), даже местный бизнес-омбудсмен Иван Комелов не смог сказать, на основании чего действуют власти и какие объекты должны быть демонтированы, отмечает "Новая". В пресс-релизе уточнялось, что сейчас сносу подлежит 938 торговых объектов, "у владельцев которых нет правоустанавливающих документов".
Первую неделю снос проходил, как спецоперация, пишет "Новая газета": торговые точки демонтировали по одной-двум в день, притом чаще всего - когда ни собственников, ни продавцов на месте не было. "Утром приходит человек на работу, смотрит, а его рабочее место увезли", - горько шутили предприниматели. В правительстве Севастополя на это парировали: "Каждый владелец НТО был заранее предупрежден о демонтаже".
"Уведомили же нас об этом так, - рассказывает Юлия Чернякова, владелица киоска на Историческом бульваре, где под снос попали все объекты без исключения. - 18 февраля на бульвар пришли сотрудники Управления контроля городского хозяйства, ГУП "Севавтодор" и полиции. Помахали корочками, не дав даже разобрать фамилий, а потом заявили, что торговли здесь больше не будет. Пообещали снести в течение недели, но пока никто не появлялся".
"Самое главное, что у нас все документы есть, мы налоги платим, а нам говорят - "незаконно работаете" и все тут, - возмущается продавец хот-догов Валентина. - Нам говорят, что Севастополь идет по пути Москвы и Петербурга. Что это город федерального подчинения и должен соответствовать статусу. Но посмотрите - мы не Москва и не Питер: у нас зарплаты по 10 000 рублей, цены высокие, разбитые дороги, отдельные санкции, наконец".
В самом правительстве Севастополя демонтаж нестационарных торговых объектов считают шагом к созданию в городе "атмосферы уюта". "Прежде чем начать снос незаконных объектов, была проделана огромная работа, - объясняет заместитель губернатора Севастополя Сергей Булычев. - Комиссия Департамента городского хозяйства и Управления контроля городского хозяйства совместно с Департаментами районов определила перечень нестационарных объектов торговли и оказания услуг. Те "точки", которые были установлены с нарушением законодательства, и те, у владельцев которых нет правоустанавливающих документов, подлежат сносу".
Местные юристы поясняют: у многих предпринимателей есть разрешительные документы еще украинского образца, просто в "переходный период", пользуясь правовым вакуумом, им по разным предлогам не продлили аренду.
Окончательные сроки сноса киосков, не попавших в новую схему размещения НТО, в правительстве Севастополя не называют.
Напомним, что в "ночь длинных ковшей" на 9 февраля в Москве было снесено около 100 торговых павильонов, расположенных около станций метро. Мэрия города при этом ссылается на новую редакцию Гражданского кодекса РФ (ст.222), которая позволяет муниципальным властям сносить без суда и компенсаций самострой, возведенный на коммуникациях. При этом у многих владельцев снесенных объектов на руках были решения судов, подтверждающие их законность. Однако столичный мэр Сергей Собянин заявил, что документы, которые имеются на них у собственников, - "бумажки", полученные "явно жульническим путем". После этого и власти Петербурга активизировали борьбу с торговыми точками у метро. Не осталось в стороне и Подмосковье.