НТВ
 
 
 

До 30 апреля ветераны Великой Отечественной войны получат открытки от президента, а также небольшие денежные выплаты в честь годовщины Победы. Многие из них надеются, что государство их не забыло, когда берут в руки такие поздравления. Но праздник проходит, и выясняется, что разваливающаяся изба - подходящее для ветеранов место, что нормальную квартиру они не получат, пишут "Новые известия".

По словам министра регионального развития Виктора Басаргина, во второй половине 2011 года заявки на улучшение жилищных условий подали около 24 тысячи ветеранов. А всего в прошлом году в очереди за квартирами стояли более 43 тысячи ветеранов. Как ожидает Минрегион, в нынешнем году ее пополнят еще около 20 тысяч человек. В связи с этим из федерального бюджета дополнительно выделяется 30 млрд рублей. За последние четыре года на жилье для ветеранов было выделено более 217 млрд.

По оценке заместителя руководителя Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Николая Роянова, нормального жилья нет у более 100 тысяч ветеранов. В основном это жители глубинки, которые не слышали о том, что нужно становиться в очередь. Просить государство переселить их в квартиры они начинают тогда, когда становятся совсем беспомощными, а их избы разваливаются.

"Как будто о тебе еще кто-то думает", - говорит Мария Макаровна Федорова о том, что чувствует, получая президентское поздравление. К нынешней годовщине Победы открытку ей уже принесли. Мария Макаровна и сама писала президенту Медведеву. О том, что жить в разваливающейся избе 1953 года постройки на окраине города Куйбышева в Новосибирской области ей тяжело. "В боях с фашистами под городом Армавиром спасала наших раненых солдат из-под вражеского огня ... копала окопы и строила бомбоубежища, - говорится в письме Марии Макаровны. - В настоящее время я живу в старой полуразвалившейся избушке. Туалет находится на улице, воду нужно носить из колонки с улицы, печка отапливается дровами и углем, в избушке зимой совсем холодно, вываливаются окна, треснули и рушатся стены, скоро совсем развалится! Со мной живет 55-летняя дочь, больная эпилепсией".

Самой Марии Макаровне 86 лет. 26 апреля к ней должна была прийти сотрудница местного отделения соцзащиты, чтобы записать ее в очередь на улучшение жилищных условий. Она впервые попросила администрацию города переселить ее из избы еще два года назад, когда узнала, что вышел приказ Дмитрия Медведева "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов". "Но там мне сказали: "Вам президент обещал, вот пусть он вам и выдает квартиру, а у нас нет денег на вас, и вы не стояли в очереди!" - пишет женщина-ветеран.

86-летний участник Великой Отечественной войны Владимир Алексеевич Вяткин, который живет в городе Кохма Ивановской области, в этом году стал еще и участником судебного процесса. 25 апреля Ивановский районный суд решил, что государство не должно давать ему новое жилье. Владимир Алексеевич тоже писал президенту. "В доме отсутствует канализация и водопровод, удобства на улице, а воды нет даже на улице, что мне, пожилому человеку, крайне неудобно, - сказано в его письме. - После зимы дом разламывается на глазах. Провалились полы, во многих местах течет крыша, фундамент разваливается, и дом сильно накренился, мне страшно в него заходить".

Как рассказала дочь ветерана Наталья Марычева, независимая экспертиза, которую она оплатила, признала "стопроцентный износ дома". Однако комиссия, присланная администрацией города Кохмы, пришла к выводу, что жить в избе можно. "Узнав, что отец был призван на фронт в 1944 году, чиновники сказали, что еще посчитать надо, сколько у него боевых дней", - рассказала "НИ" Наталья. По ее словам, на суде юрист администрации заявила, что семья ветерана должна на свои средства отремонтировать его избу. На праздник в честь годовщины Победы Владимир Алексеевич не пойдет: он давно не встает с кровати. С ним постоянно находятся сиделки, которых оплачивают его родные. Социальные работники, по словам Натальи Марычевой, к нему не ходят.

Впрочем, бывает, что суд становится на сторону ветерана. Прокуратура Ливенского района Орловской области через суд обязала местных чиновников поставить в очередь на жилье вдову участника ВОВ. Дом 98-летней Татьяны Шамриной разрушился еще в 1994 году, и с тех пор она жила у внука. Чиновники, посетившие дом внука, пришли к выводу, что, хотя там живут семь человек, квадратных метров для всех достаточно.

Член Общественной палаты, председатель совета "Всероссийского центра социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн Вячеслав Михайлов рассказал, что он сталкивался с 11 случаями, когда ветерана несправедливо не записывали в очередь. "К ним приходила комиссия, осматривала дом и решала, что терпеть еще можно, - поделился Михайлов. - Я обращался к главе региона, после чего приходила другая комиссия, которая решала, что нужно другое жилье".

Нередко справившие новоселье ветераны жалеют о переезде в новостройки. Например, год назад ко Дню Победы в Казани им торжественно вручили ключи от квартир в только что отстроенной 16-этажке. Зимой старикам приходилось спать под тремя одеялами, потому что в доме было всего 14 градусов тепла. На верхних этажах стены покрывала плесень. Этой зимой мерзли ветераны и в Архангельске. Даже с включенными обогревателями в квартирах, которые им дали в конце года, было не теплее 15 градусов.

"Такие случаи, к сожалению, не единичные, - рассказал Вячеслав Михайлов. - Виноваты в этом недобросовестные строители". По мнению собеседника издания, вина за то, что государство не исполняет данные ветеранам обещания, главным образом лежит на чиновниках местного уровня. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что дело может быть в коррупции, потому что чиновники дают ветеранам "чего не жаль".